- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Как выбрать бизнес-инкубатор или акселератор: сравниваем Киев, Берлин, Сеул
Бизнес-инкубаторы и акселераторы — это компании, которые помогают вырастить успешный проект. Обычно они работают со стартапами. Стартап — это, прежде всего, компания, нацеленная на высокие темпы роста (скажем, на 30% ежемесячно). Главная задача команды здесь — найти бизнес-модель, которую можно будет легко и быстро масштабировать.
Сделать это самостоятельно сложно: многим не хватает не только инвестиций, но и менторской помощи, экспертизы, связей, а иногда — и обычной офисной инфраструктуры. И как раз этим будет полезна акселерационная или инкубационная программа.
Как отличить акселератор от инкубатора
Бизнес-инкубаторы и акселераторы нацелены на развитие стартапа и заинтересованы в его успехе. Но есть нюансы. Считается, что в инкубатор можно зайти с одной лишь идеей, а выйти — с целым структурированным бизнесом. Концепция акселератора несколько иная: это интенсивная программа развития уже существующего стартапа, хотя бы со стадии MVP (Minimum viable product). Впрочем, все это теория. На практике встречаются и инкубаторы для более "зрелых" проектов, и акселераторы, в которые принимают команды без продукта.
Услуги инкубатора или акселератора обычно не бесплатны, хотя бывают исключения. Цена вопроса — доля в компании. Процент может быть самый разный: в зарубежных программах — 10%, а в украинских может доходить до 30%. Бывали случаи, когда наши инкубаторы запрашивали 80% акций. Объем денежных вливаний тоже варьируется: это могут быть шестизначные суммы или несколько тысяч долларов.
Условия в каждой конкретной программе отличаются. Чаще всего участники получают помощь и консультации менторов, офисное пространство для работы и встречи с инвесторами (например, в рамках Demo Day). Большинство инкубаторов и акселераторов предпочитают обучать команды, в которых есть хотя бы два фаундера. Одному человеку сложно справиться с объемом работы по запуску стартапа.
Какую программу выбрать (и зачем)
Для начала фаундеры стартапа должны себе ответить на несколько вопросов. Во-первых, на каком этапе развития находится ваш проект? Есть программы, делающие ставку на проекты ранней стадии, с подтвержденной проблемой или MVP. Другие же работают только со стартапами, у которых уже есть продукт.
Определитесь, какие задачи хотите решить, а затем изучите конкретную программу и дополнительные преимущества. Например, акселератор может предоставить инструменты Amazon Web Services, помочь в решении юридических вопросов, познакомить с собственной базой инвесторов.
Также важно понимать специализацию любого инкубатора или акселератора. Если ваш продукт — сервис по продаже игрушек, не стоит подавать заявку в Houston Technology Center, ориентированный на энергетику и космические технологии.
Последний нюанс — географический. Если вы собрались покорять украинский рынок, значит команда должна научиться работать здесь, изучить рынок, обзавестись полезными знакомствами внутри страны. Если же речь идет о зарубежных странах, стоит ориентироваться на программы тех регионов, где будет работать компания. К примеру, когда мы решили подать заявку в Techstars, то сразу нацелились на их бостонский офис. Но один из наших первых инвесторов, Семен Дукач, посоветовал филиал Techstars в Берлине, поскольку Preply тогда нацеливался на западноевропейской рынок.
Украина или "заграница": личный опыт
На счету Preply несколько программ: одна украинская, одна европейская и одна азиатская. Первый опыт связан с украинским акселератором EastLabs. С его помощью мы получили pre-seed инвестирование и попробовали себя на внутреннем рынке. Это очень ценный опыт.
Точкой входа на европейский рынок стало наше участие в Techstars Berlin. Программа была интенсивная, по-хорошему сумасшедшая. Мы познакомились со множеством менторов и инвесторов, которые затем рекомендовали проект коллегам. Эти контакты помогли в дальнейшем привлечь в ходе одного раунда $1,3 млн инвестиций на заключительном этапе Techstars Demo Day.
В августе прошлого года мы попали в крупнейший инкубатор Южной Кореи K-Startup Grand Challenge. В Сеуле мои коллеги активно работали над установлением контактов, привлекали местных репетиторов и сотрудников. К команде присоединились двое корейцев и один иностранный студент, который обучается на MBA в Корее. Все трое закончили или еще учатся в известных университетах: Yonsei, Sogang и Hanyang. С ними продолжаем работать и сейчас. Также у нас было несколько менторингов с авторитетными представителями индустрии: например, с Fast Campus. Были встречи с университетами (Yonsei и Korea University). Мы начали переговоры с крупным фондом Korea Investment Partners, так как планируем следующий раунд инвестиций в Азии.
"Так какой инкубатор лучше?"
Нельзя однозначно сказать, что один инкубатор или акселератор лучше другого. Все зависит от поставленных целей. Например, программа в Techstars Berlin была более насыщенной, чем в KSGC. Но европейский Techstars не помог бы решить задачу выхода на рынки Азии. Нужно четко понимать, чего именно вы хотите, только тогда обучение и общение в рамках программы будут плодотворными.
И еще один совет напоследок. Инкубаторов и акселераторов много, а желающих в них попасть — еще больше. Чтобы подобрать действительно подходящие программы и пройти хотя бы в одну, стоит постоянно мониторить ситуацию: отслеживать, где открывается набор, подавать заявки, вести коммуникацию с администрацией. У нас в команде есть человек, ответственный за эти задачи. Если у вас его еще нет — советую срочно исправить ситуацию.