- Дата публикации
Как вылечить украинские управленческие болезни
Многие из них сформировались не в рыночных условиях, а в момент развала СССР. Тогда был сумасшедший дефицит, и любой, кто пытался его заполнить, мог быстро разбогатеть. Поэтому многие предприятия, созданные до 2000-х, скучают по режиму "купи-продай". Некоторые из них выросли, стали флагманами в своей отрасли, но память осталась.
Если ты не умеешь конкурировать, то ищешь способ выжить. Самый простой — играть в ценовые войны, предоставляя более дешевые товары и услуги. Этот путь кажется привлекательным еще и потому, что у нас небогатая страна, у людей нет лишних денег. Но ведь и маржа уже не такая, как в 90-е, поэтому приходится оптимизировать затраты, влезать в долги, снижать качество продукции, а это неизбежно отражается на потребителях.
Отсутствие сильной конкуренции не дает толчка к развитию. В Лиссабоне сотни отелей 4-5 звезд, а в Киеве пятизвездочные можно по пальцам пересчитать. При этом уровень обслуживания даже в самом скромном лиссабонском отеле или ресторане довольно высокий: те, кто предоставляет некачественные услуги, просто не выживают. У нас же потребитель не главный. В Украине много предприятий, которые крайне неэффективны и держатся на плаву за счет нерыночных механизмов. К примеру, можно взять кредит и не вернуть, что для европейского бизнеса просто немыслимо.
Украинские компании настолько привыкли считать цену своим главным преимуществом, что, выходя на экспорт и сталкиваясь с реальной конкуренцией, просто теряются. Скажем, фирма, которая шьет одежду с уникальным дизайном, хочет завоевать западный рынок, но на вопрос о том, как ей соперничать с европейскими компаниями, отвечает: "У нас в три раза дешевле, чем у итальянцев".
Вторая проблема украинского бизнеса — компании варятся в "собственном саке". Почему вы так делаете? Всегда так делали! Но почему? Потому что все так делают. Предприниматели живут в шаблонах своей отрасли, как человек, который никогда не выезжал за пределы родного города. Люди из разных сфер, обладающие разным опытом, способны привнести в компанию больше креатива и, что еще важнее, свежий взгляд. Подобный эффект может дать независимый борд или внешний консультант. Иногда бывает достаточно зайти на предприятие, чтобы увидеть то, что собственник научился не замечать.
Третья проблема связана с топ-менеджментом. Они находятся под давлением собственников, которые требуют результата здесь и сейчас. Это лишает топов пространства для маневра, поэтому они не придумывают долгоиграющие решения, а предпочитают "таблеточки" от симптомов в надежде, что внедрение CRM или диджитализация приведут их к успеху.
Сами по себе современные управленческие решения хороши и способны сделать бизнес эффективнее, но вопрос в том, как они применяются. Некоторые бизнесмены верят, что чем больше инициатив по улучшению они запустят, тем лучше пойдут дела. Во многих флагманских компаниях количество таких подпроектов достигает сотен и даже тысяч. При этом изменения носят локальный характер, и большая часть из них вообще не дает результата. В итоге у членов команды формируется иммунитет к реформам, и они начинают саботировать любые новшества.
Каждые несколько лет возникает новая мода: сейчас продвинутые компании взяли курс на диджитализацию, а в 2002 году все увлекались бюджетированием. Но нашим предпринимателям не хватает понимания, зачем и как использовать какой-то инструмент, а главное — нужен ли он вообще. Бездумно внедрять управленческие методики — все равно что самому себе назначать антибиотик. В лучшем случае не поможет, в худшем — убьет. Уж лучше разобраться, почему появился кашель, найти причину аллергии и выбрать подходящее лекарство.