НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Какие риски для украинского АПК возможны в следующем году — эксперт

Алекс Лисситса, президент УКАБ, поделился своим виденьем развития отечественного агросектора

Алекс Лисситса, президент УКАБ, в интервью "Инвестгазете" рассказал о том, почему аграриям выгодно соглашение о зоне свободной торговли, какие культуры Украина будет экспортировать в 2014-м году и рисках для агроотрасли.

Какой могла бы быть выгода для отрасли от присоединения к зоне свободной торговли с ЕС?

Краткосрочные и долгосрочные перспективы значительно отличаются.

В краткосрочной — сначала было бы тяжело из-за несоответствия продуктов питания европейским стандартам качества, кроме тех производителей, которые уже поставляют продукцию в Европу. Похожая ситуация была при вступлении Украины в ВТО. Тогда тоже речь шла о больших убытках, возможных потерях в экспорте… Но ничего страшного не произошло. Первый год — 2008-й — был тяжелым, поскольку было завезено много импортных продуктов, особенно мясных. Но вскоре все выровнялось. Поэтому утверждение о том, что в Украину после подписания ЗСТ с ЕС может "зайти" много дотированной европейской продукции — это миф. Хотя бы потому, что в договоре есть запрет на экспорт из ЕС дотированной продукции. Да и на украинском рынке есть ряд продуктов — свинина, сахар, молочная продукция, которые были бы защищены импортными квотами.

А долгосрочные перспективы понятны и очевидны: это расширение рынков сбыта для украинской аграрной продукции, это европейская поддержка экономики — возможность привлечения денег на европейских финансовых рынках.

Так что недостатков здесь я вовсе не вижу.

А каковы последствия для АПК от возможного вступления в ТС?

О каких-нибудь значимых последствиях говорить сложно, поскольку экспорт Украины в страны ТС в последнее время несколько снизился. Сегодня мы поставляем туда только молочную, мясную и кондитерскую продукцию, а также совсем немного овощей и фруктов. Объемы поставок в страны ТС значительно меньше поставок на другие внешние рынки. И основные экспортные продукты — зерно и масличные — все равно будут по большей части идти на другие рынки.

В этом году в Украине был рекордно высокий урожай. Есть шансы повторить этот успех в 2014 году?

Сейчас рано об этом говорить. Первые прогнозы можно будет делать в апреле-мае. Тогда будет понимание, какая у нас ситуация с озимыми и, соответственно, насколько качественно и быстро украинские аграрии "отсеялись" по яровым культурам. Тем не менее, нужно понимать, что крупные украинские агрокомпании последние пять лет вкладывали в модернизацию, повышение продуктивности и эффективности, техническое обеспечение, новые технологии и уже перешли ту границу, когда урожай может быть меньше 50-55 млн тонн зерновых. Мы думаем, что в 2014 году будет никак не меньше.

Почему при рекордном урожае многие агрокомпании сократили прибыль или вовсе оказались в убытке?

По большому счету, хороший урожай в Украине был и потому что был хороший урожай во всем мире, особенно в США и Южной Америке. Цены снизились, что, в свою очередь, негативно отразилось на прибыльности украинских компаний. Также были проблемы с проведением объективной оценки земли и возросли другие издержки, которые были необходимы для производства продукции. В первую очередь — на семена, защиту, удобрения.

Нет гарантий, что эта ситуация не повторится в 2014 году. Единственное, что точно можно сказать — остатки урожая 2013 года, из-за того, что он был очень большим, перейдут на следующий год. Поэтому ожидать повышения прибыльности аграриям не стоит. Это больше зависит от того, насколько качественно и эффективно они проведут весенние полевые работы, как четко будет спланирована технология производства с учетом повышения себестоимости. А также насколько удачно они смогут минимизировать риски за счет форвардных контрактов, фьючерсов. То есть должен быть проведен очень многофакторный анализ по основам и по результатам этого года, чтобы в следующем году по крайней мере не ухудшить ситуацию.

Что будет дорожать в следующем году?

Если и будет легкое повышение цен на зерновые во всем мире, на что мы надеемся, то не раньше февраля-марта. Тогда можно ожидать положительных тенденций на мировом зерновом рынке и, соответственно, на украинском. Мы также ожидаем повышения цен на семена и удобрения на 3-5%.

Появятся ли на рынке новые игроки?

Это зависит от того, насколько быстро мировые рейтинговые агентства восстановят кредитный рейтинг Украины после неподписания Украиной ассоциации с ЕС. Если наши рейтинги не изменятся, ни один крупный игрок сюда не зайдет. Это большой риск. Но ввиду того, что нас ожидают серьезные политические баталии вплоть до 2015 года, скорее всего сложно ожидать каких-то глобальных изменений. Громких уходов и громких выходов на рынок не произойдет.

Как будет выглядеть структура экспорта в 2014 году?

С этим все более или менее понятно. С кукурузой мы, скорее всего, выйдем на рынок Китая и Азии, туда планируется поставить достаточно большой объем. То же касается и других зерновых культур. Украина стабильно поставляет продукцию на рынок Европы и север Африки. Я думаю, что тут ничего не изменится. Единственное, что может быть — усиление роли Южной Азии из-за поставок кукурузы. Что касается мяса птицы и яиц, то, скорее всего, Украина даже после неподписания ЗСТ с ЕС мелкие партии начнет отправлять в Евросоюз. Будут усиливаться наши позиции по подсолнечному маслу за счет Индии и Пакистана.

Какие риски для АПК возможны в 2014 году?

Первый риск — погода. Ее не предугадать. Второй риск — земля, ведь это основной производственный ресурс в сельском хозяйстве. И непонимание того, как будет развиваться рынок аренды земли, судьбы государственного земельного банка являются дополнительными рисками. Третий риск — регуляторное налоговое давление на отрасль. Единственное, с чем все более-менее понятно — экспорт. Наш менеджер заказать продвижение сайтов вечными ссылками у нас не дорого, обращайтесь. В этом году сельское хозяйство заняло чуть ли не первое место по экспорту — $17-18 млрд. В следующем году, по предварительным расчетам, мы останемся либо в пределах этих показателей, либо даже увеличим экспорт до $20 млрд.