На сегодняшний день украинские ягоды экспортируются в шесть стран. Самым активным импортером являются Нидерланды. В эту страну мы поставляем клюкву, чернику, клубнику и малину. Если брать динамику внутри стран ЕС, то больше всего потребляется клубники, и на нее всегда есть спрос. Также стоит обратить внимание на новинку 2017 года — смородину, хотя еще в 2015 году этот товар не отправлялся.
В соответствии с соглашением о свободной торговле с ЕС, все ягоды, которые произведены в Украине, имеют нулевую тарифную ставку, и на них отсутствуют квоты. Чтобы пользоваться этой привилегией, необходимо вырастить ягоду в Украине и получить сертификат Евро-1. Он выдается Государственной фискальной службой Украины по месту регистрации или в том месте, где вы будете проходить таможенный контроль. Документ выдается на каждую партию товара и действует четыре месяца.
Для экспорта продуктов питания в ЕС есть ключевое требование — отсутствие вредителей и пестицидов. Продукт не должен содержать тяжелые металлы и следы радиоактивного воздействия. Хотя в ЕС существует допустимая норма пестицидов, при которой разрешается поставщику работать на рынке. Данные нормы постоянно меняются, поэтому за обновлениями нужно следить. Проверить продукт можно в государственной лаборатории и у аккредитованных частных фирм.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaКонтроль за пищевыми продуктами не животного происхождения имеет две основные составляющие:
система HACCP, которая должна быть в каждом производстве, суть которой основана в осуществлении контроля за безопасностью пищевых продуктов, а также выявлении потенциальной опасности. Эта система обнаруживает опасные факторы и контролирует их. То есть обеспечивает безопасность пищевых продуктов с момента посадки и до самой полки магазинов.
обеспечение экологической безопасности — отсутствие сальмонеллы и кишечной палочки.
Также существует контроль здоровья растений и фитосанитарные нормы, чтобы не пропустить вредителей в страны ЕС. Поставщику нужно получить фитосанитарный сертификат, который выдается за 14 дней до начала экспорта на языке страны, куда ввозится товар.
На товаре обязательно должно быть указано место производства, дата сбора и контакты компании. Относительно ягод действует одна система маркировки, но на клубнику существует отдельная маркировка и стандарты. Клубника делится на три класса, согласно которым делается маркировка: экстра, класс 1 и класс 2. Цель маркировки, чтобы потребитель владел полной информацией о продукте и сделал осознанный выбор.
Одним из ключевых требований по отношению к продуктам питания является принцип прослеживаемости "жизни" продукта: от производства до полки супермаркета. Анонимной информации на рынке ЕС не может быть. Контроль может быть документальный, а также это может быть идентификационная и физическая проверка продукта.
По данным Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, выращивание и переработка ягод является одним из перспективных видов деятельности в сегменте АПК. Украинская ягода пользуется спросом у других стран, и при соблюдении всех стандартов все больше фермеров смогут выходить на новые рынки сбыта.
Напомним, что Ягодная Ассоциация Украины проводила форум "S-Fruit Transformation 2019", где ведущие эксперты рассказали о рынке ягод и перспективах украинской продукции на мировом уровне.