Километры миллиардов: кто и как строит дороги в Украине

Километры миллиардов: кто и как строит дороги в Украине
В 2017 году украинские дороги могут получить около 40 млрд грн вложений, что делает рынок дорожного строительства привлекательным для иностранных компаний
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

"Мы полностью меняем философию строительства украинских дорог. Вы видите, что в этом году Украина, а особенно Львовщина, напоминает большую строительную площадку. Все дороги, которые уничтожены, постепенно восстанавливаются", — заявил Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины, во время выступления на XVI Международном экономическом форуме, который проходил во Львове 3-4 ноября 2016 года. Об этом пишет журнал "ТОП-100. Крупнейшие компании сферы услуг".

Но, увы, чиновник поспешил с оценкой настоящего: сейчас в Украине не выполняется и 50% тех дорожных работ, которые начались еще до наступления кризиса. Тем не менее, в ближайшей перспективе его заявление может оказаться вполне обоснованным, и следующий год обещает стать годом отсчета восстановления дорог.

Дорогие километры

Сейчас в Украине строительством и ремонтом дорог в основном занимаются госпредприятия — структурные подразделения государственного агентства автомобильных дорог "Укравтодор", на которые приходится до 80% рынка в денежном выражении.

Остальные 20% делят между собой частные фирмы.

Из них наибольшие объемы работ выполняют ЧП "Автомагистраль", ООО "САТ Украина", ООО "ПБС", ООО "Автомагистраль-Південь", ООО "Балтом-Украина", ООО "Онур", ООО "ШБ Альтком", ООО "Ростдорстрой", ООО "Техно-буд-центр", ООО "Броварское ШБУ-50".

Такая ситуация сложилась из-за проблем по расчетам с подрядчиками: частный бизнес, в отличие от госпредприятий, не готов к задержке оплаты. Так, по итогам первого полугодия 2015 года, дорожники выполнили работ на сумму 1,2 млн грн, но государство оплатило только 70%.

Если в 2013 году в Украине отремонтировали и построили около 620 км дорог, что вдвое меньше, чем в период подготовки к Евро-2012, то в 2014-м всего 100 км, а в 2015-м — 312 км.

С учетом того, что в прошлом году "Укравтодор" получил из госбюджета беспрецедентную сумму — почти 25 млрд грн (и еще около 2 млрд грн организация получила в рамках программ финансирования МФО), результат выглядит печально. Но дело в том, что непосредственно на дорожные работы из заявленной суммы в 2015 году почти 17,6 млрд грн (70% суммы, что "Укравтодор" получил от государства) ушло на погашение кредитов.

В 2016 году объем финансирования агентства дорожных работ должен составить 18,7 млрд грн, хотя на середину октября "Укравтодор" получил только около 10 млрд грн. Также планируется, что еще 4,3 млрд грн агентство получит от МФО. Но и в этом году "Укравтодор" также отдаст кредиторам не менее 70% тех денег, которые он получит от государства.

Принципы финансирования

А вот в 2017 году ситуация может коренным образом измениться. Депутаты Верховной Рады 6 октября 2016 года приняли в первом чтении два законопроекта: №4014а о внесении изменений в закон "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины", предполагающий усовершенствование механизма финансирования дорожной отрасли, и законопроект №4015а, который вносит соответствующие изменения в Бюджетный кодекс.

В ноябре 2016 года Верховная Рада приняла законопроект во втором чтении. Таким образом, уже с 2018 года финансирование ремонта дорог кардинально изменится.

"Когда будет создан специализированный дорожный фонд, он будет вести учет и контроль существующих статей дохода и правительство не сможет в ручном режиме перенаправить деньги автомобилистов на другие цели", — объясняет Александр Кава, руководитель сектора "Транспорт" Офиса эффективного регулирования (BRDO).

Так, в документе №4014а говорится о создании Дорожного фонда в составе специального фонда Госбюджета. Наполнять фонд будут акцизные налоги на нефтепродукты (как производимые в Украине, так и импортируемые) и импортируемые транспортные средства, сбор денег с габаритных машин с перегрузом и концессионные платежи с автодорог (если в Украину придут инвесторы). По данным МИУ, только с целевых акцизов, которые являются ключевыми, в Украине ежегодно собираются около 35-40 млрд грн.

Кроме этого, в 2017 году могут продлить и распространить на всю страну эксперимент с таможенными сборами.

Напомним, в 2016-м в Львовской, Волынской, Одесской и Черновицкой областях 50% средств от перевыполнения планов по таможенным пунктам шли на приведение дорог в порядок.

Также в 2017 году планируется передать дороги местного значения на баланс областей, а это дополнительные возможности для местной власти привлечь финансирование на ремонт вверенной им инфраструктуры, например, в рамках приграничного сотрудничества.

Бюджет для строителей

В Украине около 170 тыс. км дорог, из которых более 90% не ремонтировали около 30 лет, и они давно выработали нормативный срок эксплуатации. "Автомобильные дороги общего пользования (169,6 тыс. км) не соответствуют современным требованиям как по прочности (39,2%), так и по ровности (51,1%)", — уточняют в МИУ.

"Но если финансирование будет на уровне 40-50 млрд грн в год, отремонтировать их можно будет за 20 лет", — говорит Роман Хмиль, экс-глава дорожного департамента Мининфраструктуры.

"По предварительным подсчетам, создание Дорожного фонда увеличит финансирование дорог Украины ориентировочно в четыре раза (с вычтенной суммой на погашение кредитов. — Ред.). Соответственно, темпы восстановления нашей дорожной сети существенно улучшатся, и уже через 4-5 лет можно будет реально говорить о том, что каждый гражданин Украины увидит дороги лучшего качества", — считает Александр Кава.

Также Украина продолжит сотрудничество с МФО по инфраструктурным проектам. Например, на 2017 год правительство обсуждает возможность привлечения финансирования на восстановление трассы Киев — Харьков — Довжанский.

В 2010 году в рамках проекта "Улучшение транспортного-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подходах к г. Киеву" на строительство и реконструкцию было предусмотрено 450 млн евро от ЕБРР и 450 млн евро от Европейского инвестиционного банка. Работы планируется завершить в 2018 году.

Кроме того, 2017 год в МИУ обещают сделать "годом мостов".

"В Украине 16191 мост, но только 7471 сооружение соответствуют действующим нормам и стандартам, срочного же ремонта требуют 1865 мостовых переходов", — подсчитывают в МИУ.

С высокой степенью вероятности можно говорить о возобновлении строительства мостов в Запорожье (комплекс, состоящий из двух мостов, которые соединяются на острове Хортица) и Подольско-Воскресенского мостового перехода в Киеве (мост на Троещину).

На завершение строительства мостов в Запорожье, по оценкам Службы автомобильных дорог Запорожской области Государственного агентства "Укравтодор", нужно еще 6,3-6,5 млрд грн. Сметная стоимость работ по завершению строительства Подольско-Воскресенского моста — 11,251 млрд грн.

Сторонний ресурс

Такой объем работ с подтвержденным финансированием весьма интересен не только местным компаниям, но и иностранным. В конце октября Владимир Омелян, министр инфраструктуры и транспорта, на неформальной встрече с журналистами сообщил, что на украинский рынок готовится выйти итальянская компания, а также крупная израильская дорожно-строительная компания Shapir Group, в структуру которой входят также асфальтовые и бетонные заводы. Она строит инфраструктурные объекты и недвижимость.

Ранее анонсировалось, что на украинский рынок также вернулась турецкая компания Onur. Осенью 2016 года турецкие дорожники выполняли работы на участке Львов — Самбор — Турка и Самбор — Дрогобыч, а еще в начале 2015-го они взялись за строительство асфальтового завода на окраине Самбора в Львовской области.

Также выйти на украинский рынок могут и польские компании.

Такое предположение высказал новый глава "Укравтодора", поляк Славомир Новак, в эфире польского радио TOK FM. К строительству Подольско-Воскресенского моста в КГГА намерены привлечь немецкие корпорации. Сейчас специалисты этой страны проводят экспертизу данной конструкции.

Приход иностранных компаний потеснит на рынке и без того находящихся не в самом выгодном положении отечественных строителей. Однако на качестве дорожных работ это скажется положительно: европейские компании привезут с собой не только современное оборудование, но и новшества по строительству и ремонту дорог.