- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Когда украинские колбасы окажутся на полках европейских супермаркетов
Виталий, как все начиналось?
В 2007 году я создал компанию Premier FOOD, которая занялась поставками мясной и молочной продукции для HoReCa. Первым крупным клиентом стала столичная гостиница Hyatt, которая закупала 2,5 тонны буженины для завтраков еженедельно.
Немного позднее из США был привезен роликовый гриль для хот-догов. Можно сказать, так и началась история развития культуры хот-догов на АЗС, потому что 12 лет назад культура питания на АЗС в принципе отсутствовала. Продавались только вода и снеки.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaМы начинали продавать хот-доги на пяти автомобильных заправочных станциях в Киеве. Но тогда в проект никто не верил, во-первых, говорили: "Где Украина, а где хот-дог", во-вторых, люди не кушали на АЗС. Спустя 12 лет в Украине на АЗС съедают 7 млн хот-догов в месяц, а в ЕС культура питания на заправках намного менее развита, чем в Украине сейчас.
Нам удалось сломать стереотипы, делая качественную сосиску из натурального мяса, без ММО (мяса механической обработки). А группа компаний Premier FOOD за это время значительно развила и расширила сферы своей деятельности. На сегодня это несколько взаимодополняющих направлений, покрывающих полный цикл 一 от выбора сырья и производства, до появления приготовленного продукта на полках магазинов и прилавках кафе. На сегодня это и собственное производство, четыре региональных склада, собственный автопарк, первая в Украине 4 PL логистика замороженных продуктов с температурой -18, большой продуктовый портфель, аренда оборудования для бизнеса HoReCa, консультационная и рекламная поддержка и другие направления деятельности.
Каковы тенденции в мясном бизнесе на сегодня в Украине?
Глобальные тенденции таковы, что в Украине становится все меньше поголовья большого рогатого скота за счет высокой популярности украинского сырого мяса за рубежом и, как следствие, 一вывоза его на экспорт. Для производителей это плохо, потому что чем больше из Украины вывозят сырья, тем дороже оно становится для внутреннего рынка, из-за чего дорожает производство колбасных изделий.
То есть себестоимость становится выше для украинского производителя, чем для европейского, например?
Себестоимость колбасы для украинского производителя ниже, чем для европейского. Но на сегодня существует одна очень плохая для Украины тенденция: колбасные изделия из Украины не имеют разрешительной документации для ввоза в Европейский союз, США или Канаду. То есть производители не могут продавать колбасы, а только лишь сырое мясо. Эта тенденция негативная для Украины, потому что импорт колбасной продукции разрешен, а экспорт в страны ЕС разрешен только для сырого мяса, из-за чего ограничены возможности продавать продукты с добавленной стоимостью, то есть сосиски и колбасы.
Как производители решают эту проблему?
Нам повезло, потому что у нас есть свои фермы, свое поголовье рогатого скота. Это означает, что мы балансируем и снижаем себестоимость входящего сырья для собственного производства за счет продаж свежей продукции в Беларусь, Грузию, Азербайджан, Казахстан, страны Ближнего Востока 一 ОАЭ и другие.
Тогда почему для Украины открыты двери других стран как Беларусь, Азербайджан, страны Персидского залива?
Там совсем другие требования. Они сродни украинским стандартам. К тому же украинское мясо хорошего качества, из-за чего пользуется довольно-таки большим спросом. Но украинское мясо не может конкурировать только с новозеландским, где особые климатические условия для выращивания фермерских животных.
Где еще Украина может продавать мясную продукцию?
Последняя новость для всего украинского рынка 一 это открытие экспорта говядины в Китай. Спрос в Китае может оказать как позитивное, так и негативное влияние на украинский рынок. Первое, что случится 一 это, конечно же, сразу поднимется цена на говядину внутри страны, что приведет к дефициту. Но в то же время, если на законодательном уровне правильно проведут реформу сельского хозяйства и поддержат эту нишу, то это может стимулировать рост этого рынка и развитие фермерства.
Вы говорили, что для экспорта колбас в страны ЕС, США и Канаду нет стандартизации. В чем заключаются основные проблемы?
За последние 2 года в Украине было сделано много шагов к тому, чтобы привести нашу систему нормативных актов, документов и технологических процессов в соответствие со стандартами, принятыми в ЕС, и изменения продолжают осуществляться. Таким образом уже через пару лет украинский рынок будет открыт для всех стран Евросоюза.
Сколько времени понадобится, чтобы изменить ситуацию?
Я думаю, что за пять лет мы это сделаем. А дальше все будет зависеть от геополитики, потому что есть стандарты, к которым мы должны провести все наши производства не только в мясной отрасли, а в любой отрасли к ЕС.
Если мы со своим сырьем зайдем в Европейский союз, мы можем там обрушить цены. И это все будет зависеть на уровне политики, как будут выстраиваться наши отношения с ЕС.
На сегодняшний день товарооборот с ЕС вырос на 30%. Но если посмотреть на суть того, что выросло, то это продукты без добавленной стоимости 一 сырье.
На сегодня у нас нет сбалансированного торгового баланса из-за того, что закрыт рынок экспорта в РФ с 2013 года, а выйти с продуктами с добавленной стоимостью на рынки ЕС полноценно у нас так и не получилось.
Практически весь украинский экспорт был для работы со странами Евразийского союза, как и мясная отрасль, из-за чего теперь сложно переориентироваться.
И все же европейские стандарты шаг за шагом начинают имплементировать, адаптировать украинское законодательство к европейскому. Но законодательство 一 один вопрос, а другой 一 это еще и стандартизация. Основное отличие европейского законодательства от нашего заключается в том, что в Европе вся ответственность производителя полностью лежит на производителе. В Украине по-другому, потому что существуют еще и контролирующие органы.
К счастью, сейчас все меняется. Начиная с 2018 года мы начали проходить аудиты по стандартам ЕС, то есть со специальными чек-листами, специальными аудиторами. И когда украинские предприятия, в частности, нашей отрасли, все пройдут полностью эту процедуру, тогда Украина, как европейская страна, будет просить открыть нашим производителям двери в ЕС.
СПРАВКА
Premier FOOD 一 группа компаний, в которую входят производство и дистрибуция мясной и молочной продукции, обслуживание систем общественного питания, логистические услуги. В Украине компании на 1700 заправках таких как OKKO, Shell, КLO, SOCAR, УКРНАФТА, БРСМ, Glusco, а также 2000 розничных торговых точках. Также продукция компании представлена в Беларуси, Грузии, Молдове, Азербайджане и странах Ближнего Востока. Оборот компании составляет более 1 млрд грн в год.
Катерина Спорыш, специально для Delo.ua