Коломойский получил половину украинского рынка авиаперевозок

Игорь Коломойский сконцентрировал контрольный пакет акций авиакомпании «АэроСвит». Это позволит бизнесмену получить контроль над 50% украинского рынка авиаперевозок

, подконтрольные группе «Приват» Игоря Коломойского, сконцентрировали в своей собственности контрольный пакет акций одного из крупнейших авиаперевозчиков Украины — компании «АэроСвит». По словам Дмитрия Парфененко, и.о. главы Фонда госимущества (ФГИ владеет 22,4% акций), структурам Коломойского удалось выкупить ценные бумаги у крупнейшего акционера «АэроСвита» — Арона Майберга, которому принадлежало почти 38% акций. Таким образом, теперь в собственности бизнесмена 52% акций авиакомпании (с учетом акций, сконцентрированных им ранее).

Сумму сделки стороны не разглашают. Рыночные эксперты, ссылаясь на закрытость компании, также не взялись оценить сделку. Порядок цифр можно предположить исходя из цены, которую Игорь Коломойский готов был заплатить за госпакет «АэроСвита». Напомним, что ФГИ оценил свои 22,4% акций перевозчика в 17 млн. грн. После этого представители Коломойского заявили, что данная цена занижена в 10-12 раз. В свою очередь подконтрольная бизнесмену авиакомпания «Днипроавиа» сообщила о том, что готова заплатить за госпакет 232 млн. грн. Скорее всего, эта цифра была преувеличена и озвучена Коломойским с целью не допустить продажи госпакета авиакомпании действующим акционерам.  Однако нужно учесть, что нынешняя сделка позволила «Привату» сформировать контрольный пакет акций.  Таким образом, можно предположить, что за 38% акций Майберг мог выручить от 200 до 400 млн. грн.

Смена руководства

Вчера Майберг не смог прокомментировать сделку. Тем не менее последние события, произошедшие в компании, подтверждают слова главы ФГИ. Так, во вторник, 17 ноября, члены наблюдательного совета «АэроСвита» провели внеочередное заседания. Главное решение, которое приняли его участники — избрание сопредседателем набсовета генерального директора инвесткомпании «Ренессанс Капитал Украина» Григория Гуртового, человека, которого давно называют представителем интересов Коломойского. Также на должность исполнительного директора «АэроСвита» был назначен Олег Бережной, который ранее возглавлял службу логистики «Днипроавиа». В свою очередь сам гендиректор компании Констадин Ботев уволился.

Напомним, до последнего изменения в составе акционеров перевозчика должность главы набсовета единоправно занимал Арон Майберг. Однако, судя по всему, в ближайшее время он будет освобожден от этой должности. Такое решение может быть принято уже сегодня — на 19 ноября члены набсовета назначили очередное внеочередное заседание. Таким образом, с сегодняшнего дня все бразды правления могут полностью перейти к новому руководству, перед которым в первую очередь будет поставлена задача решить главную на сегодняшний день проблему «АэроСвита» — финансовую. У компании большие проблемы с ликвидностью. Так по состоянию на конец июня долг компании по долгосрочным кредитам составил 99,19 млн. грн., по краткосрочным — 188,38 млн. грн., а кредиторская задолженность — 535,69 млн. грн.

Тем не менее последнее заседание наблюдательного совета показало, что новый собственник контрольного пакета акций намерен оперативно решать проблемы с долгами. Так, представители набсовета «АэроСвита» заявили о том, что мажоритарные акционеры приняли решение выделить льготный кредит перевозчику на $30 млн. для погашения долгов. При этом имена акционеров не назывались. Однако Григорий Гуртовой уточнил, что кредиторами являются собственники «АэроСвита», которым принадлежит примерно 52% акций перевозчика. А таким пакетом на сегодня в совокупности владеют структуры, близкие к «Привату».

Партнер для «Днипроавиа»

Получение контроля над «АэроСвитом» с учетом доли «Днипроавиа» дает возможность «Привату» занять около 50% украинского рынка авиаперевозок. Таким образом, компании Коломойского становится безоговорочным лидером, обогнав своего ближайшего конкурента «МАУ», которая сегодня контролирует примерно 43% рынка авиаперевозок Украины.

К тому же переход под контроль к «Привату» позволит «АэроСвиту» активно сотрудничать с «Днипроавиа» в первую очередь в плане использования воздушного флота. «Во флоте «Днипроавиа» есть региональные самолеты Embraer-145. Их использование более выгодно на ближнемагистральных рейсах с незначительным пассажиропотоком, чем Boeing 737, которые в основном сегодня эксплуатирует «АэроСвит». Поэтому, скорее всего, «АэроСвит» будет привлекать Embraer на ближнемагистральные международные рейсы. Что касается внутренних перелетов, то все интересные направления уже покрывает «Днипроавиа», поясняет директор центра экономического и политического анализа Александр Кава.

В свою очередь аналитики отмечают, что формального объединения двух авиатранспортных активов «Привата» — «АэроСвита» и «Днипроавиа», может и не произойти. В частности группа может отказаться от этой идеи дабы избежать проблем с АМКУ.