"Круги по воде": как бороться с равнодушием и вовлекать неравнодушных

Что делает успешным благотворительную акцию, когда необходимо вовлекать в нее как можно больше людей, а когда — сосредоточиться на максимальной эффективности волонтеров. Компании делятся своими успешными практиками
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Украинцы готовы вовлекаться в благотворительный проект, но при условии, что кто-то возьмет на себя его организацию, а в самом событии будет дополнительная "развлекательная" ценность, отмечают в компании Amway особенности национальной филантропии.

Часто люди не готовы просто давать деньги для больных детей, но зато с удовольствием участвуют в благотворительном пробеге — о чем свидетельствует, например, популярность проходящего каждую весну в столице "Пробега под каштанами", собирающего средства для Центра детской кардиологии и кардиохирургии. И в строительстве детских площадок волонтеры участвую более охотно, если сопровождает акцию праздник здоровья.

Мощным катализатором интереса населения по сбору пожертвований является участие в фандрайзинге популярных людей. Они своим именем гарантируют честность намерений организаторов. Ведь, как известно, одним из серьезных тормозов благотворительности является как раз недоверие. При этом степень вовлеченности звезд может быть совершенно разной.

Популярные блогеры собирают пожертвования в ЖЖ

Полной отдачи требует акция, которую придумал и реализует в ЖЖ Российский фонд помощи — один из крупнейших благотворительных фондов России, созданный издательским домом "Коммерсант".

Собирать пожертвования на лечение больных детей согласились популярные блогеры — лидеры общественного мнения. Каждый ровно месяц занимается собором определенной суммы на лечение конкретного ребенка, при этом ежедневно сообщает о результатах. А затем передает "Эстафету помощи" следующему фандрайзеру.

Разумеется, на успех сборов действует харизма личности и умение воздействовать словом. Вот таким эмоциональным постом призвал, например, к участию в пожертвованиях писатель Борис Акунин, первым принявший "Эстафету помощи": "Я знаю, всех не спасешь. Но я также знаю, что вот есть девочка Даша, которую необходимо спасти. Мы вместе можем ее спасти, и мы ее спасем. Потом будут и другие дети. Скольких спасем — все наши. А если к этому движению присоединится очень много людей, то мы спасем всех. И это будет самое лучшее, что мы с вами сделаем в своей жизни".

И тут же получил отклики, свидетельствующие о доверии лично к нему. Например, такой:" Пенсия небольшая, но на благое дело и под Ваше поручительство...".

Сейчас пожертвования в ЖЖ собирает публицист Александр Архангельский. Он так же акцентирует внимание на честности организаторов: "В отличие от сюжетов, которые нам рассказывают во множестве вирусно распространяемых постов ("соберем средства на…"), эти истории реальны, фонд проверяет все данные", — пишет он. И мотивирует к активному участию в акции: "За каждой такой историей — настоящая боль, неподдельное страдание. И если мы можем помочь уменьшить это страдание, протянуть руку, значит, это нужно делать. Нужно не только больному ребенку, но и нам самим, начать излечение от массового равнодушия".

Звезды продают "ладошки" в "МакДональдз"

Олимпийский чемпион Александр Крикун с удовольствием участвует в фандрайзинге

Успешные методы вовлечения в благотворительность наработала компания "МакДональдз" за 12 лет проведения акции "День счастья", ставшей одной из самых массовых в Украине. Акция по сбору средств на закупку оборудования для детских больниц, традиционно начитается 1 ноября и длится месяц во всех городах, где есть рестораны компании. В это время там продают недорогие сувениры — бумажные "ладошки", брелки, детские книжки, диски и другие акционные товары.

Сумма, собранная за все годы проведения "Дня счастья", внушительная — около 14 млн грн. На эти деньги было приобретено оборудование для более 50 детских больниц в 28 городах. Рекордным был прошлогодний результат фандрайзинг, в котором, если судить по количеству купленных сувениров, участвовало более 500 тысяч человек. В результате собрали 3,9 млн. грн. Будет ли этот рекорд побит в этом году, станет ясно в декабре, после подведения итогов.

Для того, чтобы привлечь внимание к акции и вовлечь в нее как можно больше людей, приглашают принять участие в фандрайзинге известных музыкантов, спортсменов, телеведущих. Со звездами снимают видеоролики и транслируют их обращения в ресторанах и в соцсетях.

Очень хорошо работает идея, когда в один из дней "звезды" встают за кассы "МакДональдза", чтобы продавать акционную продукцию. Делают они это на волонтерских началах. А кроме денег от продажи сувениров, в "копилку" акции будет перечислен заработок всех ресторанов от продажи картошки фри в этот день.

В этом году такой "Звездный день", выпавший на воскресенье 3-го ноября, прошел одновременно во всех "МакДональдз" в 21 украинском городе. Продавали "ладошки" "Друга Ріка", Григорий Решетник, Руслан Сеничкин, Арсен Мирзоян, Тоня Матвиенко, "ДиОфильмы", Стас Шуринс, Сергей Костецкий, Александр Крикун, Валерий Гончаров и другие.

"Для каждого, кто участвует в благотворительной акции, важно быть уверенным в том, что собранные средства будут направлены на заявленные цели — так формируется доверие к акции, — замечает Андрей Лукьяненко, старший коммерческий директор "МакДональдз Украина". — Для известных людей этот фактор особенно важен, так как они не просто участвуют в благотворительности, но и приглашают поучаствовать других. Фактически они ручаются своей репутацией за то, что акция проходит честно и прозрачно".

Потому организаторы для формирования и поддержания этого доверия делают отчеты о результатах акции публичными. Получить эту информацию очень легко — нужно зайти на сайт акции. Там подробно рассказывается, в какие медучреждения, на какую сумму и какое оборудование было куплено в прошлые годы, а так же, в какие больницы будут закупать оборудование нынче. С этой информацией знакомят и всех публичных людей, которых приглашают к участию. Максимальная прозрачность дает свои результаты: многие звезды поддерживают "День счастья" не один год подряд.

Интернет используют еще и для того, чтобы расширить круг участников фандрайзинга. Уже второй год взнос можно сделать онлайн, зайдя на сайт акции.

Кроме того, для повышения лояльности к акции, компания информирует общественность, какие шаги предпринимаются, чтобы наиболее эффективно использовать собранные средства. Рассказывает об открытом тендере среди поставщиков оборудования и о том, что контролирует использует, как используют оборудование в больницах. В прошлом году, например, к такому контролю привлекли студенческую организацию AIESEC. Студенты приходили в больницы и узнавали не только у врачей, но и у пациентов, довольны ли они работой установленных там аппаратов.

Дистрибьюторы Amway учат финансовой грамотности

У компании прямых продаж Amway наработан успешный опыт вовлечения в благотворительность своих дистрибьюторов. Причем, важно то, что на проектах, инициированных компаний, волонтерская деятельность независимых предпринимателей не замыкается. Полученный опыт участия в благотворительных проектах многие из них уже самостоятельно реализуют в регионах, где ведут бизнес. При этом компания берет на себя в благотворительном движении роль лидера, направляя, консультируя и объединяя. Зачем ей это надо? Это помогает формировать командный дух среди людей, которые формально не подчиняются друг другу, однако являются важнейшей целевой аудиторией развития бизнеса и поддержки продаж компании.

Новый опыт вовлечения дистрибьюторов получила компания, став партнером "Школы финансовой грамотности и предпринимательства", инициированной проектом "Детки-монетки" (Украинская Ассоциация нового экономического образования). От волонтеров требовались специальные навыки — умение доходчиво рассказать о финансах детям, да еще и быть услышанными такой непростой аудиторией, как подростки из интернатов.

Оценив, насколько важен для успеха правильный отбор волонтеров, компания объявила внутренний конкурса среди дистрибьюторов, выставив достаточно жесткие требования. Претенденты должны были доказать, что имеют навыки преподавания и, кроме того, самостоятельно договориться с интернатом о проведении факультативов. В результате из 80 анкет оставили 16 лучших. Выбранных волонтеров обучили на однодневном тренинге представители программы "Детки-монетки". Этот тренинг был одним из серьезных мотиваторов к участию, так как давал возможность получить дополнительные финансовые знания, необходимые в бизнесе.

Волонтерами в школе финансовой грамотности стали независимые предпринимали Amway

О том, что все сделали правильно, стало ясно по итогам проекта. По словам Елены Якимчук, волонтеры от Amway показали лучшие результаты как тренеры, так у каждого был практический опыт в предпринимательстве, и кроме того, — наиболее подходящая система ценностей. Участие в проекте подтолкнуло некоторых из них к созданию в регионах своих школ финансовой грамотности и детских лагерей. Консультации они получают уже напрямую от проекта "Детки-монетки". А для компании Amway опыт участия в пилоте "Школы финансовой грамотности" стал началом долгосрочной стратегии — сейчас как раз идут переговоры о продолжении участия в проекте.

Фото: Роман Пилипей