Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Личный опыт: стартап под рукой и на ходу

Какие именно устройства, на каких операционных системах и как именно применять при создании своего стартапа, бизнес-порталу Delo.UA рассказал Александр Толкач

В предыдущей части "Стартапа в облаках" Александр Толкач начал делиться личным опытом использования облачных сервисов. Сегодня — рассказ об устройствах, обеспечивающих мобильность.

Все кладем в карман

Сегодня быть привязанным к рабочему месту — грех. Увы, ноутбук — далеко не всегда панацея. Его тяжело носить при большом числе перемещений, тратить время на запуск/выход из спящего режима, для него часто нет места в транспорте или "перенаселенном" кафе. Да и автономность — часто ахиллесова пята, не позволяющая "закрыть" рабочий день. А ведь жизнь молодого облачного бизнесмена вполне может быть не просто мобильной, а супермобильной.

Лично я сторонник комбо из планшета и телефона. Потому что у телефона экран все равно маленький, и при работе с текстами или таблицами не только перегружает глаза, но и банально иногда заставляет упустить мысль. При этом планшет все-таки в разы автономнее ноутбука, быстрее включается и намного легче.

В облаке Google админом может быть кто угодно прямо с планшета

Для частой работы с текстом планшет, конечно, потребует внешней клавиатуры. Но у этого решения тоже есть плюсы: ее можно брать или не брать, по ситуации. Ее можно купить в виде плоской обложки для планшета, сворачивающуюся в рулон или в виде отдельного гаджета любого удобного размера. При этом тщательно подобранная под себя клавиатура спокойно может кочевать от устройства к устройству. Даже иногда подключаться к тому же телефону — разные случаи в поле бывают… Возможность разнести клавиатуру и экран бывает важна при работе в самолете, кафе и прочих местах с неудобными или высокими столиками.

Костыли с изолентой

Сейчас я буду вынужден начать короткий холивар. Какую "железную" платформу для своей мобильной экосистемы выбрать?

Буду честен: устройства от Apple — красивые и эргономичные в интерфейсе, но облачные сервисы для бизнеса будут одинаково плохо работать на них, кто бы ни был вашим облаком. Используя облака что Microsoft, что Google, на Apple вы получите одинаково бедноватый интерфейс офисного пакета, кучу проблем с сохранением и обменом файлами и т.п.

Сторонние сервисы могут быть разными в этом вопросе. Некоторые разработчики вполне постарались сделать хорошие клиенты под iOS, да и сам Гугл тоже выпустил весь набор приложений под "яблоко". Но все равно — это как бегать на костылях, перемотанных цветной изолентой. Даже родной клиент Office356 от MS, кстати, тут не спасение.

Если вы уже все равно сидите плотно на мобильных устройствах Apple — работать на них можно и дальше, но в целом чисто рабочий функционал будет беднее или сложнее, чем у мобильных устройств под Android или Windows 8 / WinPhone 8.

Один плюс и куча минусов

Планшеты под Windows имеют одно гигантское преимущество перед всеми остальными — у них есть полноценный рабочий стол Windows (т.е. "встанет" любой нужный софт), а также полноценный браузер, который сможет отобразить любой облачный интерфейс или даже флешевую игрушку. Для работы это может быть критично.

Из моей практики: только под Windows я могу подписывать корпоративные платежные поручения в моем веб-клиенте банка (ибо, увы, требуется ява-машина). Только под Windows существует ряд специализированного ПО. Например, Articy:Draft 2, в котором мы с командой разрабатываем игры для проекта CTIG.

Правда, многое остальное будет бесить. Вас "порадуют" глюки софта и железа (мы же помним, что MS почти со дня своего основания любит бета-тестинг на живых пользователях, да?). Не идеальная приспособленность для работы пальцами заставит купить маленькую мобильную мышку для длинных рабочих сессий.

Верю, что за продукцией Microsoft корпоративное будущее, но я после пяти месяцев честного тестирования не выдержал и вернулся на устройство под Android. И только окончательный переход в работе на Articy:Draft заставил все-таки снова купить новый планшет на Windows 8.1, оставив Android для всего остального. Да, при этом я не стал брать слишком дорогие Microsoft Surface и подобные решения на процессорах Intel iCore, предпочтя дешевые, но надежные, легкие и долгоиграющие решения на Intel Atom. Кстати, намного выгоднее по цене, чем iPad.

С телефоном у Microsoft все было еще печальнее — система молода и бедна. С выходом WinPhone 8.1 стало чуть лучше, но на рынке мало кто выпускает эти телефоны, поэтому выбор очень, очень ограничен. Подобрать параметры устройства под себя почти нереально.

Так что тут без вариантов: либо Android, либо iPhone, причем граница между этими двумя весьма условна и зависит от личного вкуса.

Лично у меня телефон под Android (тем более, Google Apps в них родной, не надо ни с чем особо возиться). Но я буду делать обзор дальше с учетом и других платформ тоже. Повторюсь, что тут нет ничего жестко критичного, любой смартфон так или иначе справится с большинством ваших рабочих задач.

На Android удобнее всего поставить виджеты от систем аналитики вашего сайта, онлайн-магазина или раздела на YouTube (Google Analytics и Yandex.Metrika) — всегда будете видеть оперативную сводку и принимать меры если что. Для работы над RLZON это критично — весь проект зависит от онлайн-активности пользователей. [BIC2_analytics.JPEG] Увы, только на Android виджеты столь богаты и настраиваемы.

Экран побольше и с пером

Да, я еще предпочитаю планшеты именно Samsung серии Note (был, кстати, и под Windows), так как в них встроен отличный графпланшет. Это позволяет работать полноценным чувствительным и точным пером. А это — рукописный ввод, удобство пометок, вырезок и прочего редактирования документов. За возможность пером рисовать правки и пометки прямо по слайду присланной по почте презентации я когда-то готов был целовать автора этого устройства.

Но вообще, главное в планшете — правильно выбрать размер. Для тесных условий и работы с одной руки лучше 7-8 дюймовые экраны. Больше места и больше текстов в работе — 10-11 дюймов. Много-много-много читать? — берите вообще ридер на E-INK, сбережете глаза. Благо, есть немало версий с Wi-Fi и на полноценных платформах вроде того же Android.

Настроил — и в путь!

В любом случае, на мобильных устройствах первым делом настраиваются: почта рабочего домена, клиенты от облачных CRM и проектного управления, календари, доступ к облачному диску. И вот он — офис в кармане. В конце концов, даже на телефоне сегодня не только доступны письма, но и автоматом генерится такая вот аналитика (пример анализа посещений сайта).

И даже если рабочая нужда застанет меня в ресторане или на лыжах, я знаю, что не только отвечу на важное письмо, но и легко открою любой нужный файл, вырежу из него нужный кусок и "скомпилю" вариант ответа. А то и вовсе залезу в недра сложного сценария игры — и злобно "покурочу" сценарий наискосок и пополам.

Зачем эта мобильность? Например, можно не пугаясь уйти от рабочего компьютера и позволять себе чаще бывать на природе, в ресторанах или на прогулке с ребенком. Не бояться долгих выездов на встречи с контрагентами.

Да и сотрудникам офис нужен меньше. Фактически, получают второе дыхание "облачные" международные офисные продукты типа Regus. Они позволяют компаниям иметь почтово-телефонное обслуживание в реальном бизнес-центре, а сотрудников там собирать от случая к случаю на совещания, встречи с клиентами или особо сложные задачи.

А так, если сотрудники не "шланги", пусть работают из дома, из кафе, из парка. Мне, если надо в городе сбежать от ребенка, вполне комфортно (не зимой) и в машине поработать. Планшет на руль, клавиатуру на колени. Даже электричество рядом, еще и трубочку выкурить можно. Кстати, экономия для бизнеса — огромная. Сами посмотрите ставки на аренду офисов и даже квартир под переделку в них…

Еще облака и личная эффективность

В последующих выпусках мы будем еще много говорить о разных сервисах, приложениях и их тонкостях. Сегодня хочу остановиться вкратце только еще на двух, которые считаю важным завести с самого начала.

Первое — это облачное хранилище файлов Dropbox. Как ни стараются все остальные, по удобству использования переплюнуть Dropbox еще никто не смог. Хранить сканы важных документов (личных или уставных на компанию), кидать по-быстрому файлы друг другу или синхронизировать камеру мобильного — оно всегда под рукой. И при этом работает на любом устройстве как из клиента, так и из браузера. И с безопасностью все хорошо.

Последние лет пять я всегда ношу в Dropbox припрятанные вглубь сканы паспорта, прав, ИНН, фото на документы и прочее — на всю семью. И не смогу подсчитать, как часто это выручало в разных ситуациях.

Сама эта статья сама была написана в облачных хранилищах GoogleDocs и позже в Microsoft OneDrive с планшета, а скриншоты к ней я одновременно сохранял с трех разных устройств в одну папку на Dropbox. После чего осталось только послать ссылки доступа на статью и на эту папку редактору...

Второе — это менеджер заметок Evernote. Конечно, на рынке есть весьма солидный One Note от Майкрософта, "Заметки" у яблоководов и простенький Google Keep у роботов. Но, как и в случае с Dropbox, у Evernote нет равных по удобству и богатству функционала. Более того, у него есть полноценный вариант корпоративного использования, фактически превращающий его в мини-документооборот. Даже в режиме только личного менеджера заметок это очень полезная штука.

В новомодных практиках повышения личной эффективности (GTD) Evernote занял почетное место. Достаточно сделать в нем структуру "папок"-блокнотов под разные темы жизни и один — для текущей свалки. А потом приучить себя все в этот последний блокнот кидать. Благо, есть клиенты под любую мобильную платформу и приложения/виджеты под почти любой браузер.

Увидел интересную ссылку на полезный сервис или статью — одним кликом в Evernote ее. Вырезал картинку или кусок текста на будущее — туда же. "Сфоткал" статью в телефоне — туда же (правда, как это делать правильно, мы еще потом обсудим). Пришла на ходу или за рулем мысль — быстро создал текстовую или голосовую заметку. Или телефон на ходу занести...

И это все — с любого мобильного или стационарного устройства на любых платформах. Программа еще умеет распознавать текст или визитку сразу с фотографии и делать потом адекватный поиск и складирование.

Главное — поставить себе за правило один раз в день разгребать свалочный блокнот. И сортировать материалы по тематическим папкам, рассылать в виде указаний подчиненным, переводить в напоминания что-то сделать в календаре или задачах... Судя по статистике, такая отработанная практика способна увеличить эффективность и скорость работы с окружающей информацией процентов на 30-40. Немало.

Мне она еще оказалась важна для того, чтобы не упускать идеи. Летишь в самолете, читаешь журнал. Раз — зацепило что-то. Быстро сфотографировал или пару фраз в заметку черкнул — потом мозг созреет, разберет. Собственно, проект CTIG так и появился — из идеи в кинутой на бегу заметке. А мог бы и забыть...

Опять же, на телефоне с Android или WinPhone можно поставить виджеты, позволяющие быстро создать новую текстовую, голосовую или фотозаметку прямо с рабочего экрана.

Далее

На этом на сегодня все. Будем считать, что базовые вещи за два выпуска мы настроили. Задачи по бизнесам прикинуты, сотрудники/члены команды есть. Теперь раз в две недели, пошагово, я буду рассказывать как это все работает и какие еще сервисы мы используем в реальной работе ежедневно. А теперь за работу: разминка мозга, софт настроить, папки/блокноты создать. Нас ждут великие прибыля и приключения! Ну, как минимум приключения...