Лучше звоните в Dobro Web. Интервью с Константином Сириком о его новом проекте

Константин Сирик. Фото: Dobro Web
Константин Сирик. Фото: Dobro Web
Константин Сирик — один из создателей проекта Dobro Web. Сервис только недавно начал работать, но в их базе уже 60 студий и десятки заказов. Delo.ua поговорило о том, как правильно выбрать веб-студию и уложиться при этом в бюджет
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Константин Сирик работает в одной из самых известных в Украине компаний по веб-дизайну — Vintage Web Production. Теперь он — один из создателей Dobro Web, сервиса, который нацелен помочь найти заказчикам исполнителей для своих проектов в сфере веб-дизайна. Delo.ua поговорило с Константином о том, кому нужен сервис Dobro Web, сколько сегодня стоит создание сайта в Украине и о том, нужны ли вообще веб-сайты в эпоху социальных сетей. 

Константин, насколько я понимаю, проект Dobro Web придуман для компаний, которые хотят заказать дизайн своего сайта, но при этом не располагают достаточно большим бюджетом?

Маленький бюджет — это не критическое условие нашего сотрудничества, бюджет может быть каким угодно. Смысл больше в том, что мы помогаем найти исполнителя, который лучше всего может справиться с задачей клиента. Мы сужаем поиск клиента, скажем, от тысячи вариантов до 3-5.

То есть вы выступаете посредником?

Да, мы занимаем позицию наблюдателя со стороны, который может адекватно оценить возможности студии и ее способности.

На первом этапе проект может быть технологически простым, даже шаблонным. Это, другими словами, бета-тестирование. Если говорить о бюджетах, то это примерно $500 — 1500.

Объясните, почему между веб-студиями такая большая разница в цене за выполнение одного и того же заказа?

Главное в этой разнице — опыт, то есть количество реализованных проектов и их сложность. Студия получает опыт на собственных проектах. Сделали проект, что-то пошло не так, в следующий раз будут делать лучше. Студия преодолевает сложности, учится и накапливает опыт. Этот опыт и есть стоимость студии. Это естественный жизненный цикл того, как маленькая студия с маленьким чеком превращается в большую студию с масштабными проектами и со сложными решениями.

Константин Сирик. Фото: Dobro Web

Могли бы вы обрисовать, какие бюджеты стоит выделить предпринимателю малого, среднего бизнеса?

Малому и среднему бизнесу лучше привязывать бюджет к жизненному циклу компании или продукта. Чтобы протестировать гипотезу хватит и простого лендинга за $500. Это может быть вполне хорошее решение, которое поможет понять как рынок реагирует на продукт, какой дает фидбек.

На первом этапе проект может быть технологически простым, даже шаблонным. Это, другими словами, бета-тестирование. Если говорить о бюджетах, то это примерно $500 — 1500.

Ок, первый этап — $500-1500. Дальше?

Следующий этап — набор функциональных решений, который может зависеть от типа бизнеса.

Сначала мы определяемся с бюджетом для реализации сайта. Здесь могут быть вилки как $3-5 тысяч, так и $30-50 тысяч. Но нужно понимать, что находясь в одном диапазоне, клиент получит приблизительно один уровень качества при заданном объеме функционала. Здесь уже зависит от стоимости студий.

Клиент может даже потратить $8 тысяч, вместо начальных 3 тысяч. Сумма не имеет значения — мы все равно подберем лучший вариант из того, что может предложить рынок. Будь это 3 или даже $50 тысяч.

Еще по ценам. Вот вы назвали $50 000. Есть вообще какой-то ценовой предел на украинском рынке?

Предела нет, но есть историческая практика. Я помню один корпоративный сайт, который обошелся клиентам в 300 тысяч долларов. Но там заложены максимальные стандарты качества и использованы все современные технологии, что доступны на сегодня. Это даже не сайт, а претензия на революцию в диджитале.

Шаблоны. Насколько я понимаю, есть унифицированная страничка и компания ее просто кастомизирует под конкретного потребителя?

Да.

Шаблоны — это то, что находится в низшей ценовой категории? Это дешевое решение?

Что такое стоимость сайта? Это количество потраченного на него времени. Шаблон — это часть работы, которая уже сделана за исполнителя. Да, использовать шаблоны дешевле, чем создавать все с нуля.

Если вы продаете продукт с минимальной стоимостью и ищите возможность, где сэкономить, то шаблон — это ваш вариант. Пользователи ценят честные предложения — вы не тратите деньги на сервис, они получают продукт с минимальной стоимостью.

Минусы — шаблоны легко определить и они ограничены в функционале. Компаниям с шаблонным решением не стоит ждать больших клиентов.

Молодых студий намного больше, ведь порог входа невысокий и рынок сейчас очень насыщенный. Это огромный плюс, ведь есть конкуренция и рынок развивается более динамично.

Как вообще поступать малому и среднему бизнесу, если он ограничен в бюджете? Лучше прибегать к шаблонам или все равно заказывать уникальный дизайн за меньшие деньги, возможно с меньшим функционалом, но так, чтобы это было что-то уникальное?

Нужно смотреть на рынок и ситуацию. Например, я продаю заводы или какие-то конструкторские решения. Я могу познакомиться с потенциальными большими клиентами, которые также обратят внимание и будут оценивать мой сайт. В этой ситуации мне будет необходимо иметь уникальное решение. Если же сайт остается условной формальностью для моих клиентов, то идеальным вариантом будет шаблон.

Еще немного возвращаясь к вопросу возраста, опыта. Более опытная компания с большим бэкграундом априори возьмет больше денег. Если смотреть на ситуацию рынка в Украине. Много ли у нас в Украине именно таких именитых дизайнерских компаний с хорошей историей? Или это какие-то единицы? Если говорить о молодых новых студиях. Они растут или, наоборот, рынок меняется и они убывают?

Достойных студий сейчас десятки в Украине. И это те студии, которые получают награды за свои проекты, вроде Awwwards. Их довольно легко заметить и отыскать. Таких студий примерно 20 и у каждой своя специализация. Если брать узкие специализации, то там действительно можно на пальцах посчитать.

Молодых студий намного больше, ведь порог входа невысокий и рынок сейчас очень насыщенный. Это огромный плюс, ведь есть конкуренция и рынок развивается более динамично.

Нет ли перенасыщения рынка в таком случае?

Нет, я бы даже сказал, что это саморегулирующаяся система. Если студия не создает какой-то ценности, то поток заказов прекращается и она трансформируется и начинает заниматься чем-то другим. Продукт умирает и она создает новый.

Вы говорите про именитые, хорошие, дорогие студии. Это именно украинские студии? Или это какие-то филиалы международных компаний? Много ли у нас вообще международных компаний?

В Украине есть самодостаточный, сильный креатив и продакшн.

Возьмем филиалы больших креативных международных компаний — как они у нас появляются? Например, есть Samsung, который уже работал с какой-то креативной компанией за границей. Здесь же они пойдут в ее филиал, ведь им уже комфортно работать с такой командой.

Но понятно также, что такие филиалы не составляют внутренней конкуренции, ведь они больше работают на международный бренд.

Оптимизация — это не про "урезать, не сделать, найти подешевле". Оптимизация — тщательное продумывание каждого шага и адекватное распоряжение бюджетом. Лучше иногда потратить $2 тыс и сделать все качественно, нежели потратить $1,5 тысячи и потом еще дважды столько же, чтобы все исправить.

Что насчет украинских креативных студий за границей? Есть вообще какая-то экспансия?

Я точно знаю, что украинские компании работают со всеми. Есть те, у кого это основная бизнес-модель и они практически не работают с украинскими компаниями. Вся коммуникация и документация ведется исключительно на английском. И создают они проекты исключительно для заграничных компаний.

Мы конкурентоспособны. Это же все-таки IT-рынок, на котором Украина уверенно себя чувствует. Более того, те компании, которые сумели построить качественную бизнес-модель внутри невероятно конкурентны.

На ваш взгляд, как можно было бы оптимизировать бюджет для среднего и малого бизнеса при заказе сайта? Вот мы говорили, что есть шаблоны, а есть уникальные сайты. На шаблонах можно уложиться в меньшую сумму. Что еще? Есть какие-то пункты?

Можно сэкономить на продумке и анализе своей задачи. Оптимизация всегда сводится к тому, что вам нужно потратить больше собственных сил и ресурсов, чтобы в итоге получить больший возврат инвестиций.

И это получается тогда, когда первоначальная фаза вашего проекта, его осмысление, сделана качественно. Вы можете вложить 500 долларов в качественное ТЗ или сильную стратегию. И таким образом на этапе продакшена потратите меньше сил и времени на переделку.

Другими словами, оптимизация — это не про "урезать, не сделать, найти подешевле". Оптимизация — тщательное продумывание каждого шага и адекватное распоряжение бюджетом. Лучше иногда потратить $2 тысяч и сделать все качественно, нежели потратить $1,5 тысяч и потом еще дважды столько же, чтобы все исправить.

То есть, чем лучше я продумаю, как сэкономить, пропишу на бумаге, тем больше денег я сэкономлю?

Эту логику очень просто понять, потому что каждый в какой-то мере сталкивался с таким подходом. Проявите в первоначальной фазе больше терпения. Фаза размышления самая дешевая. А фаза создания самая дорогая. Вот и подумайте, куда хотите потратить больше денег.

Как мы уже выяснили, вы помогаете заказчику найти самый оптимальный вариант решения реализации его задачи. Если в целом смотреть на рынок посредника, заказчиков и реализаторов, как он сегодня выглядит? Dobro Web — единственная компания? Есть ли у вас какие-то конкуренты?

Прямой копии нашей бизнес-модели нет, но есть похожие по типу сервисы.

Есть IT-Rating. Это рейтинговые системы, которые решают похожие задачи, если мне нужно определиться с выбором исполнителя. Принципиальное отличие системы в том, что она односторонняя — она не учитывает ваш проект, пожелания и бюджет. Вы просто приходите на смотрины. Система не может понять суть и цель вашей задачи, поэтому и не сможет выдать персонализированное решение.

Мы же брифуем клиента и разбираемся в его задаче, бизнесе, возможностях и в нем самом, как человеке. И на основе этих данных находим лучшее возможное решение.

То есть, прямых конкурентов у вас на сегодняшний день нет?

Пока нет. 

Вы говорите "пока", вы думаете, это вопрос времени? Это потенциально возможно? Или вы уже знаете, что есть какие-то наработки у других?

Я точно несколько раз встречал обратную связь вроде "прикольная идея, мы тоже над этим думаем".

Сейчас мы находимся на фазе подготовки рынка. Спрос еще не сформирован, пока рынок не знает об услуге. А если нет спроса, то нет и высокой конкуренции.

По крайней мере сейчас нет смысла создавать второй Dobro Web, так как сама услуга еще не стала популярной. Но когда она утвердится в стандарт, тогда появится много желающих, большой рынок, объем и, конечно, конкуренция.

Фото: Dobro Web

Есть у вас какая-то маркетинговая стратегия? На кого направлен ваш продукт? Это четко малый, средний бизнес? Или, условно говоря, какая-то богатая компания, которая, возможно, не очень разбирается в рынке, может к вам обратиться, чтоб вы представили список клиентов. На кого вы нацелены?

Dobro Web — чуть шире, чем просто подбор студии.

Малому и среднему бизнесу мы помогаем осознать задачу, подготовить ее и структурировать — сделать небольшое ТЗ. Это также помогает оптимизировать затраты, если вы идете в студию максимально подготовленными. Студия закладывает минимальное количество рисков в проект, и вы в итоге получаете хорошую цену.

Крупным компаниям мы готовы помогать более сложными интеллектуальными вещами. Тут мы уже работаем с масштабными проектами, которые больше всего нуждаются в правильной оценке. Проекты крупных компаний могут выходить за бюджеты $100 тыс., их нужно готовить к тендеру и тщательно прописывать техническое задание. Большой проект, большая ответственность и большие риски.

Помимо этого, мы сейчас выводим еще одну услугу на рынок — независимый менеджер. Это такой себе модератор, который помогает в длительных проектах минимизировать риски и решить проблемы человеческого фактора, который возникает в процессе реализации проекта.

Вот, допустим, приходит компания, просит вас предоставить какие-то варианты, где заказать сайты. У вас есть компания "Vintage Web Production" — не будет ли каких-то конфликтов интересов, что вы, в первую очередь будете предлагать свою компанию "Винтаж", а потом уже все остальные, если это будет оптимально подходить для клиента?

Пока практика показывает, что конфликта интересов нет. Опять же, "Vintage" легко найти. Находите самые награжденные студии Украины, там есть "Vintage" и еще тройка компаний, которые делают продукт похожего уровня качества. Но в таком случае сервис Dobro Web не нужен. Ни клиентам, которые ищут такой уровень качества, ни студии "Винтаж".

Как Dobro Web зарабатывает?

Для клиентов пока услуги сервиса бесплатны. Нам сейчас важно получить от клиента фидбэк, отзыв или рекомендацию. Мы меняем нашу услугу для клиента на маркетинг. Партнеры выплачивают по факту реализации проекта 10% комиссии от стоимости самого проекта.

Сегодня происходит невероятное развитие соцсетей: те же Instagram, Facebook. Они обрастают новым функционалом, постоянно растут в аудитории, количестве. Насколько сегодня вообще целесообразно, если мы говорим про малый, средний бизнес, иметь свой сайт? Можно ли сегодня говорить о том, чтобы обойтись аккаунтом в YouTube, Instagram, Facebook и этого будет достаточно?

Мне кажется, в ряде ситуаций, да, можно обойтись и этим. Все сводится к тому, какой конкретно у вас продукт. Если я, рискуя сотней гривень, покупаю футболку, то в принципе, вы можете продавать ее через инстаграм. Но если вы продаете футболку и у вас еще есть сервис напечатать что-то на этой футболке, тогда вам нужен сайт. Пропадает необходимость в бессмысленных сайтах, на которых написано: "Я Иванов, продаю вот это".

Вы в Facebook сделали тизер, а сайт — это полноценный фильм. На сайте вы уже рассказываете о технологии производства, как ваш продукт решает задачу и другие детали. Сайт презентует решения и выступает уже более серьезным инструментом.

Сегодня Instagram немного посягнул на маркетплейсы. Они предоставляют больше возможностей, больше инструментов для продавцов, для аккаунтов, там уже спокойно можно продавать, покупать. Видите ли вы какую-то конкуренцию в обозримом будущем в развитии соцсетей? Видите ли вы с их стороны какую-то опасность или сайты всегда будут, так же как и всегда будут соцсети?

Они точно будут трансформироваться и расти. Если вы хотите просто сообщить, что у вас есть в наличии какой-то продукт, то это может закрыть Facebook и Instagram. А если ваш продукт можно кастомизировать, выбрать цвет или какую-то специальную модель, то есть смысл создавать веб-ресурс, на котором ваши клиенты смогут это сделать.

Если говорить о будущем. Как вы видите в ближайшие пять лет развитие своего сервиса Dobro Web? Что это будет? Он просто останется нишевым сервисом для поиска и подбора самого оптимального варианта реализации своей идеи? Или есть у вас какие-то планы, чтобы он перерос во что-то большее? 

Варианты развития сервиса могут быть разные. Например, мы можем начать заводить иностранный трафик, и стать чем-то вроде Alibaba.com. Со своей стороны мы гарантируем, что если иностранный клиент придет на наш рынок, то мы найдем ему качественного исполнителя и проследим за качеством выполнения проекта. Это хорошая услуга для украинского рынка, а для иностранного клиента она может иметь огромную ценность, потому что мы конкурентоспособны. В иностранном трафике чеки выше, а проекты интереснее.

Второй вариант развития — по принципу Rozetka. То есть, добавлять большее число услуг. Все, что находится рядом с вебом: видеопродакшн, копирайтинг, услуги, которые требуют бизнес-консультирования. Dobro Web может стать таким себе супермаркетом разного типа услуг, который предполагает наилучший вариант выбора.

Беседовал Артур Заенц, специально для Delo.ua