- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Половину ресторанов в Украине мы открыли с партнерами — глава МакДональдз
В начале ноября "МакДональдз" открыл первый ресторан в Тернополе. Сеть вложила в открытие заведения 46,5 млн грн, вторую часть инвестиций обеспечил партнер. Delo.ua пообщалось с генеральным директором "МакДональдз в Украине" Гжегожем Хмелярським о бизнес-стратегии компании в стране, о поисках партнеров, вкусовых предпочтениях украинцев и легко ли работается бизнесу с украинской бюрократической системой.
Как вы выбираете города, в которым собираетесь открывать новый рестораны?
В случае с открытием ресторана в Тернополе у нас был бизнес-партнер, который стал инвестором в недвижимость, в здание ресторана и благоустройство территории. Мы являемся инвестором в оборудование, коммуникации и технологию.
Наше сотрудничество с партнером начинается с выбора локации. Год назад нам удалось найти подходящее место в Тернополе, партнер согласился и мы начали совместную работу. Акцентирую, что партнер инвестирует в здание, которое построено по нашим принципам. Все детали планирования, которые возникают во время стройки, решаются совместно. Здание строится именно под "МакДональдз", под нашу технологию и под наши потребности.
Вы рассматриваете в Украине работу по франшизе?
Корпорация владеет всеми 85 ресторанами "МакДональдз" в Украине: в наших руках управление и производство.
На сегодняшний момент мы не рассматриваем вариант классической модели франшизы поскольку у нас есть достаточно средств, чтобы инвестировать в открытие новых заведений. На чем мы делаем акцент — это сотрудничество с местным бизнесом через партнерство в недвижимость.
Сколько ресторанов было открыто совместно с партнерами?
Приблизительно половину ресторанов мы открыли с партнерами. Бывает мы находим интересную площадку и обращаемся к партнерам с предложением совместно открыть ресторан.
Вы инвестируете из прибыли?
Да.
Вы говорили, что больше 60% продуктов в "МакДональдз" — украинские. Как вы принимаете решение о заключении контрактов с новыми поставщиками?
Это автономное решение руководства "МакДональдз" в стране. На многих внешних рынках у нас есть партнеры, с которыми мы сотрудничаем много лет. И в Украине некоторые из наших поставщиков — это международные компании, которые зашли в Украину через сотрудничество с "МакДональдз". Например, это наш поставщик мяса — американская компания OSI Food Solutions, которая имеет производство в Винницкой области. Они поставляют нам бифштексы для бургеров. Курицу поставляет представительство OSI в Венгрии.
Найти нового поставщика данного ингредиента не так просто. Предприятию необходимо пройти определенные аудиты. Мы должны быть уверены в качестве и надежности. Мы не можем себе позволить не получить своевременно доставку. Мы должны быть уверены не только в качестве, но и в серьезности подхода к работе.
У нас есть внутренняя система контроля качества и безопасности продукции и ингредиентов, которые изготавливаются партнерами для ресторанов "МакДональдз". Эта система включает все международные стандарты Global Food Safety Initiative : FSSC 22000 (Food Safety Certification 22000), International Food Standard (IFS) и BRC Global Standard for Food Safety. В их основе лежат принципы системы HACCP.
По нашим требованиям независимая аудиторская компания проводит аудиты на предприятии на соответствие стандарту, который там введен. Также есть ряд требований, которые не входят ни в один из перечисленных стандартов и являются специфическими для нашей компании. Например: соответствие продукта спецификации "МакДональдз"и другие. Мы всегда проводим инспекционный аудит, прежде чем начать сотрудничество с новым поставщиком.
Последний крупный договор мы заключили с американской компанией Bunge, которая имеет в Украине производство подсолнечного масла. Поэтому сейчас мы покупаем украинское масло, которое произведено в Украине из семян украинского подсолнечника. Качество масла очень высокое, мы очень довольны.
Немного раньше мы начали сотрудничество с "Галицией" и "Моршинской".
Как изменились вкусовые привычки украинцев?
За последние годы украинцы стали более избирательны к продуктам питания. Во время посещения ресторанов, в частности, "МакДональдз", они хотят получать новый опыт, новые впечатления, в том числе и во вкусе. В ответ на этот тренд, в 2018 году мы предложили нашим посетителем новую серию бургеров "Маестро", в состав которых вошли специально отобранные ингредиенты, которые ранее не были представлены в "МакДональдз", например, двойная порция бифштексов увеличенной толщины, булочка бриош в традиционном стиле, выдержанные сыры, особые соусы, жареный на гриле бекон и многие другие. Еще одним примером являются креветки, которые появились в "МакДональдз" в прошлом году и сейчас имеют своего постоянного покупателя. Некоторые клиенты приходят в "МакДональдз" именно за блюдами с креветками.
Как изменился средний чек за последние несколько лет?
В каждом ресторане средний чек очень разный. Есть рестораны, в которых мы много продаем утреннего кофе. И много посетителей приходят именно за этим. Поэтому в этих заведениях средний чек небольшой. Есть семейные рестораны, в которые на выходные приезжают муж с женой и с детьми и покупают одноразово большое меню. Компания не считает средний чек основным показателем. Для нас важны общие продажи в сравнении с вложенными инвестициями.
У нас есть инструменты и опыт, чтобы просчитывать окупаемость и рациональность открытия нового ресторана. Опыт основан на данных, которые мы получаем от продаж и от прибыльности существующих ресторанов. Мы можем таким способом сравнить рестораны и оценить потенциал продаж. Это для нас показатель номер один. Самое важная оценка — это оценка потенциальных продаж.
Была озвучена цифра в $1,4 млн инвестиций в открытие нового ресторана в Тернополе. Это общие инвестиции?
Это была инвестиция "МакДональдз" только в нашу часть. Сюда нужно добавить вложения бизнес-партнера в строительство здания.
Когда по вашим планам окупятся вложения в новый ресторан?
По нашим расчетам окупаемость займет от 5 до 10 лет. Для нашего бизнеса это нормальные показатели, поскольку мы в бизнесе, который видит развитие на десятки лет вперед.
Как вы оцениваете бизнес-климат в разных регионах Украины?
Наш опыт работы в Украине в целом позитивен. Я даже иногда удивляюсь, что некоторые бизнесмены ожидают, что условно за 5-10 минут должны получить любое разрешение. В Украине нормальный процесс утверждения документов. Если бы вы открывали ресторан в странах ЕС, это не всегда было бы быстрее. Я работаю в Украине 5 лет и до этого 8 лет в Польше. В Польше в мою каденцию открыли 120 ресторанов, и 50 договоров по открытию ресторанов я оставил коллегам. Некоторые из них только сейчас начали строить.
Но каким бы не был привлекательным бизнес-климат, он может быть лучше. Документооборот можно было бы уменьшить и перевести в электронный вид. Я очень много подписывают документов. Это мешки бумаги! В электронном виде было бы быстрее, легче и экологичнее!