НБУ курс:

USD

41,64

+0,12

EUR

45,09

+0,11

Наличный курс:

USD

41,65

41,55

EUR

45,35

45,15

Масштабирование бизнеса — это не про увеличение производства — Наталья Еремеева

Наталья Еремеева считает, что завоевывать новые рынки можно не выходя из собственного кабинета на заводе в Украине
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Наталья Еремеева 22 года руководит компанией Stekloplast. За это время предприятие не только выросло до национальных масштабов, но и расширило географию экспорта в Грузию, Казахстан, Швейцарию, Францию, Бельгию, Испанию, а также в США и Канаду. Delo.ua пообщалось с Натальей о том, как предпринимателям готовить компании к расширению, о качестве продукта для зарубежного рынка и о том, почему важно балансировать работу, социальные проекты и семью.

На каком этапе развития бизнеса нужно задумываться о его масштабировании?

Масштабирование должно происходить в тот момент, когда у собственника бизнеса появляется чутье. Интуиция предпринимателя — очень мощная сила. В первую очередь нужно слушать себя, а потом чужие истории и советы. Я начинала процесс масштабирования несколько раз и, как оказалось, не с той стороны. Но в определенный момент осознала, что правильные действия будут совершаться только в том случае, если вы прислушиваетесь к своей интуиции.

Расскажу свою историю. Раньше я пыталась достучаться до заказчиков, но все было без ощутимого результата. Я спряталась от всего мира, приехала на завод и занялась теми вещами, которых до этого не делала — начала наводить порядок в кабинете, на производственных площадках и у себя дома. И вдруг каким-то волшебным образом все поменялось, выстроилось, в мою дверь постучались новые заказчики и партнеры.

Однажды мне позвонил Олег и сказал, что ему нужны окна. Оказалось, он звонит из Чикаго — ему меня порекомендовали как очень крутого предпринимателя. После этого мы начали контейнерами отправлять окна в США. Это произошло в тот момент, когда интуиция подсказала делать определенные шаги.

Гости к нам приходят, когда мы навели порядок у себя в доме

Потом мне позвонили из Франции, а вчера я разговаривала с заказчиками из Канады. И теперь наша продукция продается не только в Украине, но и по всему миру. Масштабирование произошло благодаря интуиции, поэтому я призываю всегда слушать себя.

Меняли вы качество продукта исходя из требований других стран?

Конечно! И на это ушло очень много времени. Если что-то меняешь в производстве по американским или швейцарским требованиям, то в любом случае выигрываешь конкуренцию у местных производителей. Получается, что ты уже не можешь для США делать одну продукцию, а для Украины другую. Подняв уровень качества под стандарты других стран, мы поднимаем его и для Украины.

Чтобы получить сертификат, позволяющий продавать наш продукт в Швейцарию, я пригласила аудиторов Немецкого института окон к нам на завод. Они посмотрели, как у нас все устроено, поделились своим опытом, и мы начали производить уже другой продукт. После этого они снова приехали к нам с проверкой и с новыми указаниями — в общем, мы делали все, что они требовали. То же самое происходит с получением сертификата качества для США.

Нужно изучать потребности клиентов из других стран, знать, что они любят, чтобы давать им это

В других странах есть требование к дорогому и инновационному продукту. А это и есть развитие компании, когда подтягиваешься к амбициям собственника "хочу масштабироваться", тянешь свои идеи и команду, вселяешь в них уверенность, и тогда команда понимает, что все возможно и реально. Мне никто не сказал "нет". Мои сотрудники давно поняли, что на нашем производстве не существует слов "нет" и "невозможно". Они сказали, что это сложно, но справятся.

Для этого нужно не только желание руководителя, но и желание сотрудников. Специалисты должны понять, что окна, которые они делают, будут теперь стоять не только в украинских зданиях, но и в Америке.

В интервью одному телеканалу наш сотрудник рассказал о производстве — так мир узнал об Александре из Днепра, который сделал окно, установленное в США. Представляете, как выросла его эффективность? Люди должны знать не только о руководителях и Еремеевой, но и о специалистах, которые делают продукт своими руками. Профессионал не захочет ехать работать в Польшу, если он может осуществлять масштабные проекты по развитию компании и страны, находясь в Украине. Его труд — это реальная история.

Теория высокого качества — это о людях. Наши сотрудники видят свою работу в домах наших заказчиков даже в США

Насколько развитие личностного бренда влияет на масштабирование? В этом случае построение личного бренда является вспомогательной вещью или основной?

Сейчас для меня бренд Еремеевой сильнее, чем бренд компании, и это очень помогает. Я открыта, обо мне знают все, так как занимаюсь бизнесом уже 22 года. Бренд Еремеевой очень сильный, и когда мне позвонили из Америки, то сказали, что меня порекомендовали друзья. Все знают, что мы сделали проект купола для киевского ЦУМа и Паркового, и если что-то будет не так с нашей продукцией, все узнают о наших ошибках. Под брендом Еремеевой подразумевается гарантия качества продукции.

Масштабирование достаточно энергозатратный процесс, требующий soft skills и знаний. Как вы восстанавливаетесь и как в этом помогает семья? Зачастую молодые предприниматели заняты только бизнесом и забывают о близких людях. 

Мой врач сказал, что мой мозг —  это аккумулятор, требующий зарядки. Я прислушалась к его совету, и сейчас моей подзарядкой является сон. Я выработала режим ложиться спать в 22:00, так как с 22:00 до 00:00 — это сон красоты и здоровья, а просыпаться в 06:00. Сон, зарядка и утренний холодный душ для меня святое, и считаю, что ничего нет лучше для восстановления. Но это мой секрет, для меня это работает.

Семья — это очень важно. У меня в руках три шляпы — я, мой бизнес и семья, и нужно четко ими жонглировать. Прекрасно, когда получается это сделать. Когда я открывала бизнес, была беременна первым сыном, сейчас у меня их трое. Я противник выбирать между семьей и работой, всему нужно одинаково уделять внимание. Совмещать бизнес и семью непросто, но очень интересно.

Я очень люблю одну фразу и постоянно ее использую: пережить можно все, даже самую сильную утрату, только тебе нужно что-то, что могло бы отвлекать. Отвлечься от проблем поможет только семья. Мне очень интересно общаться с близкими, наблюдать за их переменами. Это тоже очень отвлекает от тяжелых историй и факапов.

Что для вас означает факап? Как вы настраиваете себя снова начать делать попытки после провала?

Когда происходят факапы, я становлюсь более эффективной, чем когда у меня все спокойно. Я поняла, что когда есть сложности, становится интереснее жить. Мне нравятся факапы тем, что они заставляют собраться. Это некая пауза перед новым подвигом. Факап — это когда ты делаешь шаг назад, чтобы потом сделать два вперед.

Был период, когда я очень много времени уделяла развитию СУП  и жила в Киеве. И снова интуиция меня не подвела: я поняла, что должна вернуться к операционному управлению. Мне нравится выступать на конференциях, получать обратную связь от предпринимателей, которые приходят меня послушать и рассказать свою историю. Но теперь я задаю себе вопрос, насколько сейчас это важно для меня и бизнеса, и только тогда принимаю решение, где мне находиться.

Проблема заставляет умных действовать, а глупых вгоняет в депрессию

Для бизнеса очень важно реальное присутствие собственника. Поэтому когда я находилась за пределами страны или в других городах, то мне хотелось вернуться в Днепр, чтобы снова окунуться в реальные жизненные ситуации.

22 июня Наталья Еремеева выступит на Форуме развития малого и среднего предпринимательства в Киеве, StereoPlaza. Детальнее о программе Форума МСП по ссылке.