Миллиард впустую: стоит ли тратить $1 млрд на модернизацию одного из украинских НПЗ

Экс-председатель правления НПК "Галичина" Леонид Косянчук — о предложении новоиспеченного министра энергетики Игоря Насалика потратить $1 млрд на модернизацию одного из украинских НПЗ
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Новоиспеченный министр энергетики Игорь Насалик считает, что Украине необходимо модернизировать один из нефтеперерабатывающих заводов, чтобы обеспечить себя светлыми нефтепродуктами. Дескать, в стране "есть пять заводов, но у них глубина переработки не более 55%. Нужно модернизировать один, но чтобы выход был 93%". И на эту модернизацию он хочет потратить $1 млрд.

Заявление, мягко говоря, странное… Такой дорогостоящий проект да в нашем обнищавшем государстве должен решить как минимум некую глобальную проблему. Однако такой проблемы я не вижу: ресурсное наполнение на топливном рынке Украины происходит в полном объеме и никакого дефицита топлива не было, нет и не предвидится. Конечно, есть проявления недобросовестной конкуренции, но это "слова из совсем другой песни".

Не секрет, что украинская нефтепереработка за годы независимости была практически уничтожена. Началось все с непродуманной приватизации (предприятия были скуплены олигархами практически по цене металлолома!) и закончилось отсутствием жесткой позиции государства, которое не смогло или не захотело создать условия, при которых владельцы НПЗ были бы вынуждены модернизировать предприятия либо продать их более эффективному собственнику. Все помнят, как устаревшие стандарты на моторные топлива продлевались несколько лет подряд — а владельцы НПЗ выжимали из предприятий последние технологические ресурсы. В итоге оказалось выгоднее закрыть часть предприятий, чем инвестировать сотни миллионов в модернизацию производства. И сейчас в Украине всего два нефтеперерабатывающих предприятия, причем одно из их работает в локальном сегменте вертикально-интегрированной структуры, а второе (Шебелинский ГПЗ) не может выпускать нефтепродукты, соответствующие принятому в стране Техническому регламенту.

Случилось то, что случилось, и поправить это крайне сложно. А еще — дорого и нецелесообразно. Безусловно, с точки зрения сохранения рабочих мест это проблема и личная трагедия занятых в отрасли квалифицированных специалистов. Тем не менее, катастрофы для обеспечения жизнедеятельности страны здесь нет, ведь благодаря серьезной диверсификации импортных источников поступления нефтепродуктов потребление обеспечено в полном объеме.

Теперь по сути заявления министра. Мне совершенно не понятно, какой именно НПЗ он собрался модернизировать за $1 млрд? И кто будет финансировать этот "проект"? Сомнительно, что государство в состоянии выделить миллиард на модернизацию частного НПЗ. Также сомнительно, что этот проект — приоритетный для страны, которая нынче тонет в глубоком экономико-политическом кризисе, да еще и воюет с Россией. Я уже не говорю о том, что для реализации такого проекта даже при самых благоприятных условиях понадобится 4–5 лет.

А кто-то вообще уже подсчитал экономическую эффективность проекта? Особенно с учетом того, что собственного сырья для загрузки такого НПЗ просто нет (всей добываемой в Украине нефти не хватает даже для 30% загрузки номинальной мощности "Укртатнефти"). Что до нефтепровода Одесса-Броды, то с учетом танкерных поставок, перевалки и транспортировки убыточность этого проекта очевидна еще на стадии разработки технико-экономического обоснования.

Можно еще очень долго обсуждать юридические и технические сложности реализации этой идеи по каждому из украинских НПЗ, но основная проблема в том, что никакой экономической выгоды ни государству, ни гражданам Украины это не принесет. С тем же успехом можно потратить этот миллиард на модернизацию, скажем, Запорожского автомобильного завода и через четыре года попытаться кому-то продать обновленные "Ланосы" по цене продукции концерна Volkswagen. Только вот к тому времени, возможно, более востребованными будут электромобили Tesla.