- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Попытка №... Государство вновь занялось спасением украинцев от мобильного рабства
Спасение украинцев от так называемого мобильного рабства благодаря внедрению услуги переноса номера (Mobile Number Portability, MNP) — один из самых долгоиграющих проектов на украинском телекоммуникационном рынке, наряду с пресловутым 3G.
Закон, предусматривающий сохранение номера мобильных телефонов при смене оператора, был принят еще в 2010 году. Однако из-за многочисленных регуляторных ограничений украинские абоненты до сих пор не могут воспользоваться таким правом.
В 2015 году Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), определила Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР) администратором централизованной базы данных. Казалось бы, предприятию нужно было только закупить оборудование, настроить базу данных, синхронизировать ее с базами данных мобильных операторов — и украинцы смогли бы менять операторов, не меняя при этом номера, свободно. Однако процесс снова затормозился на этапе выбора поставщика оборудования для ЦБД. УГЦР несколько раз объявлял тендеры, однако их результаты оспаривались в Антимонопольном комитете и в судах участниками, которые не были признаны победителями.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaВ конце июля этого года УГЦР принял решение отменить очередной тендер и провести новый. 17 августа предприятие официально объявило о запуске нового тендера. Исполнительный директор предприятия Вадим Гулько рассказал Delo.UA о причинах, побудивших обнулить процесс, о том, как будет проходить тендер и о его условиях.
Почему УГЦР решило провести новый тендер и начать эту историю с самого начала?
Отправной точкой стали два последних решения высших судов — Высшего хозяйственного и Высшего административного, которые, по сути, перечеркнули все, что было до этого.
Высший административный суд отменил решение предшествующих двух инстанций в части законности решения Антимонопольного комитета (отменил решение о результатах первого тендера по MNP в марте 2016 года — ред.).
Кроме того, Высший хозяйственный суд также перечеркнул две предшествующие инстанции в части заключения договора с "Эс Ай центром" (компания, признанная победителем тендера — ред.) Суд определил, что там были допущены нарушения, в частности там есть фраза о том, что ранее принятое судебное решение "нельзя считать законным".
Фактически мы вернулись к точке, в которой мы были полтора года назад. Поэтому, честно говоря, у нас не так и много опций осталось для дальнейших действий.
С "Диалинк" (победитель предыдущего тендера — ред.) мы теперь работать не можем, все сроки, которые были предусмотрены по старому закону о госзакупках (а тендер объявлялся еще по старому закону, который уже больше года как не является действующим), уже прошли.
Учитывая, что все эти сроки уже были нарушены, мы просто не можем заключить договор ни с другим победителем, ни с любой другой организацией. В связи с этим мы по тому же закону (если установлены нарушения, которые невозможно устранить) отменили старый тендер и сейчас нас ожидает MNP, версия 3.0.
В четверг мы объявили о новом тендере. Еще буквально вчера была дискуссия, целесообразно ли дополнительные критерии внедрить или только цену. Однако мы все же считаем, что чем меньше будет спорных моментов, тем лучше. Поэтому мы приняли решение, что будет один критерий — цена и все. Ни две цены, как было раньше, никаких других критериев относительно большего опыта, ничего этого. Только то, чего требует закон — наличие опыта по выполнению аналогичных работ, сотрудников с квалификацией и цена. До конца недели точно планируем объявить тендер.
Еще какие-то дела в судах по этому вопросу сейчас остаются?
Сейчас для меня это риторический вопрос. Ответ — да, остаются. К сожалению, на сегодняшний момент еще много дел в судах. Это нонсенс. Также Антимонопольный комитет не согласился с решением Высшего админсуда об отмене их позиции, и они это решение сейчас тоже обжалуют.
А "Эс Ай центр"? Они тоже не согласны, наверное, с тем, что вы отменили тендер, и тоже пойдут в суд?
У них сейчас позиция такая — на заседание суда, в котором обязали заключить с ними договор и решение которого вернули на первую инстанцию, они дважды не пришли и фактически судебное рассмотрение прекратилось.
А почему они не пришли?
С юридической точки зрения базой для принятия решения о подписании договора было решение нашего тендерного комитета о признании их победителем, а базой нашего решения было соответственно решение Антимонопольного комитета. То есть, если суд отменил вот это решение АМКУ, то, по сути, у них мало юридических аргументов для того, чтобы этот суд выиграть. Поэтому, наверное, они дважды не явились и судья прекратил рассмотрение этого дела.
В то же время сейчас "Эс Ай центр" оспаривает в Антимонопольном наше решение об отмене результатов тендера. Хотя на нашем заседании в УГЦР, когда мы отменяли тендер, присутствовали представители "Эс Ай центр", и я предложил им участвовать в новом тендере. Но они все же обжаловали, ссылаясь на то, что дела по этому вопросу еще находятся в судах и, соответственно, тендер отменять нецелесообразно. В то же время, если мы его не отменим, то мы не можем двигаться дальше. Если мы будем ожидать окончания всех судов, то мы рискуем еще год-полтора во всем этом застрять.
Также есть еще один иск от "Эс Ай центра" к нам. Так, они считают, что за эти два месяца, когда действовал договор, они добросовестно выполняли свои обязательства и поставили нам ПО, и сейчас в судебном порядке требуют от предприятия, а фактически от государства, еще до 13 млн за выполненные работы. Мы однозначно не можем себе позволить дважды или трижды платить за MNP. Мы считаем, что если этот договор по суду был подписан и потом судом же отменен, то он вообще недействителен. Наша позиция — мы возвращаем им все, что они нам поставили, а они нам возвращают деньги. А они, конечно, с этим не согласны и хотят дополнительные деньги в добавок к тому, что уже получили.
Вы успели им уже что-то заплатить?
Да, мы по факту поставок им периодически делали выплаты.
Будете ли вы встречный иск подавать?
Уже подали. Это тяжело. Вместо того, чтобы выполнять текущую работу, мы играемся с судами. Все подают в суд на кого? На УГЦР. Кто крайний? Мы.
Как минимизировать эти риски, чтобы при новом тендере не допустить такой ситуации?
К сожалению, не допустить этого невозможно. Это недостатки нашей судебной системы. В нормальных странах есть специальный орган, где можно обжаловать закупки, как у нас АМКУ, и есть один суд, который может либо согласиться, либо отменить решение антимонопольного ведомства. Все. У нас же — полтора месяца Антимонопольный комитет, первая инстанция — еще два месяца, потом вторая инстанция — еще два с половиной-три месяца, третья — три месяца и еще и четвертая. Ну, это нонсенс. Таким образом, в этой стране вообще невозможно ничего построить, ничего сделать. То есть судебные разбирательства — это самый высокий риск сейчас в нашей ситуации. Но новый тендер — это движение вперед. Лучше что-то делать маленькими шажками, чем сидеть и ждать.
Новый тендер будет проходить, как я понимаю, через систему ProZorro. Там процедура как-то будет отличаться от предыдущего тендера?
Практически во всем. Во-первых, основной недостаток старого закона (о госзакупках) — не было возможности торговаться, не было аукциона. На сегодняшний день претенденты будут торговаться, и мы на это не сможем влиять. Кто меньше предложил — тот и победил.
Второе — это процесс оценки. Раньше это было документально и некоторые стороны говорили, что там не было прозрачности, например. Сейчас вообще минимизировано участие заказчика. Все на сайт загружают свои документы, все участники смотрят документы друг друга, все все видят, дальше идет оценка всех этих предложений и вызываем тех, кто отвечает требованиям. Если он подходит, то это еще не значит, что он победитель или проигравший и у него нет причин что-то обжаловать. Если он не допущен, то сможет пожаловаться в Антимонопольный, но теперь сократились сроки на рассмотрение и там все будет уже быстрее.
На что мы рассчитываем однозначно? На то, что мы сэкономим, причем значительную сумму. Мы долго консультировались и приняли решение, что раз было на прошлом тендере предложено менее 40 млн гривень, то мы не будем начинать снова с 70 млн гривень, так как нам ранее предлагал "Гипросвязь" в своем техническом обосновании. У нас теперь свой опыт. Он показал, что, возможно, чтобы было менее 40 млн, такой шанс есть и мы этим планируем воспользоваться. Мы уверены, что кто-то да предложит нам такие условия. Тем более, что пока у нас происходила вот эта судебная тяжба, к нам уже обращались минимум три иностранных компании, которые хотели бы принять участие в нашем тендере.
Это кроме тех, которые участвовали раньше?
Да. Например, одна из них норвежская компания. Мы хотим и их пригласить к участию. То есть если в предыдущем было пять участников и плюс новых хотя бы три, то там действительно будет реальная конкуренция, и мы можем надеяться на привлекательную цену для нас.
По оптимистическим прогнозам, когда услуга сможет наконец-то заработать?
Значит, по срокам. У нас сейчас есть месяц для того, чтобы участники подали свои предложения, учитывая, что сумма большая и объявление о торгах идет и в европейские СМИ. Дальше мы оцениваем эти предложения, на это у нас максимум 20 рабочих дней. После этого — аукцион, это буквально меньше недели. Далее — акцепт и подписание договора, на одиннадцатый день после публикации акцепта мы его уже сможем подписать, если никто не обжалует. Плюс где-то еще неделя согласования с нашей внутренней аудиторской службой. По новым условиям мы сократили сроки выполнения договора победителем и сейчас это 150 дней. За это время должна быть полностью внедрена наша центральная база данных по переносу номеров. А учитывая, что процесс работы с мобильными операторами не прекращался, я надеюсь, что дальше все будет оперативно.
Какая у операторов готовность сейчас к внедрению услуги? Нет ли среди них тех, кто не хочет запускать услугу, и поэтому они где-то тайно блокируют процесс?
У нас нет такой информации и, честно говоря, я в это не верю. Что касается готовности, то, я думаю, тут проблем не будет. Есть определенные требования, скажем у "Киевстара", он готов будет закупить часть оборудования только тогда, когда уже официально будут утверждены технические требования — и в этом есть логика. Другие операторы говорят, что и сейчас могут купить оборудование, а потом донастроить его под конечного поставщика. В любом случае, все операторы сказали, что у них уже готовы техзадания локальных баз данных.
Когда будет запущена услуга переноса номера, нужно ли будет УГЦР дополнительно нанимать персонал для ее обслуживания?
На сегодняшний день у нас уже есть сектор в ИТ-департаменте, там три человека и они сейчас дополнительно к своим персональным обязанностям выполняют все сопровождающие работы по MNP. А когда запустится система, то это будет их основная работа. В принципе мы рассчитываем, что 3-4 человека будет достаточно для обслуживания системы.
В завершение спрогнозируйте, когда все же услуга переноса номера полноценно заработает в Украине.
Если можно, я не буду этого делать. Как говорится, чтобы не сглазить. Я не хочу загадывать, я сроки озвучил, если их сплюсовать, можно понять сроки внедрения по законодательству. Но какие потусторонние силы могут в это вмешаться — тут сложно прогнозировать. Пока настроены на те сроки, которые я озвучил.