Как новые технологии меняют спортивные события

  • Игорь Сребродольский

    менеджер по развитию бизнеса IT и облачных решений компании Ericsson в Украине и Евразии

Возможно, вы не помните, но каких-то 20 лет назад спортивным фанатам приходилось таскать с собой радиоприемник, чтобы слушать трансляции с чемпионатов мира. Если вы заговорите об этом с нынешним поколением болельщиков, они просто не поймут о чем идет речь. Их окружает другая реальность. Мобильная. Дополненная. Виртуальная
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Сегодня на стадионах фанаты неразлучны со своими смартфонами — они снимают интересные моменты матча, делают селфи и мгновенно делятся ими в социальных сетях. Некоторые даже умудряются просматривать повторы лучших голов прямо во время игры.

Поэтому любое современное спортивное мероприятие — серьезное испытание для мобильных сетей. Так, например, во время финала Чемпионата мира по футболу в Бразилии в 2014 трафик мобильных данных внутри стадиона достиг 1,5 Тб.

Много ли это? Просто представьте, что каждый зритель запостил в сеть 35 фотографий. К слову, на финале присутствовало почти 75 тыс. человек, не считая игроков, тренеров и работников стадиона.

Прошло каких-то два года, и в Рио-де-Жанейро состоялись летние Олимпийские Игры 2016. Мы в Ericsson заинтересовались, изменилось ли за это время "мобильное" поведение спортивных фанатов на стадионе и провели собственное исследование. Так, сравнивая тренды потребления трафика во время бразильского Мундиаля-2014 и Олимпиады-2016, мы видим все возрастающую роль социальных сетей, а также "тяжелых" приложений, например, для скачивания и стриминга видео.

Всего за время Олимпиады болельщики потребили 303 Tб мобильных данных! А это 486 млн выложенных и просмотренных фотографий и 19 000 часов мобильного видео в прямом эфире. При этом звонили и писали СМС болельщики 2016 года на треть меньше, чем во время Чемпионата-2014.

Объяснить такое существенное изменение в мобильном поведении фанатов можно более широкой доступностью сетей 4G и пользовательских устройств, поддерживающих этот стандарт. Это предположение подтверждают и отличия в поведении пользователей 3G и 4G-сетей: последние не только больше делились "тяжелым" онлайн-контентом со стадиона, но и в целом отмечали более высокую удовлетворенность мобильным сервисом. Например, 20% 3G-абонентов жаловались на медленную передачу данных, в то время как в сети 4G с такими трудностями столкнулись только 12% абонентов.

Футбол 5.0

Возможность беспрепятственно передавать терабайты фото и видео со стадиона дарят уже существующие 3G и 4G сети. А чего ждать дальше?

Представьте себя на футбольном матче в 2021 году — после запуска сетей 5G. Вы спокойно прямо со стадиона стримите видео в качестве Full HD (а то и 4К или 360о), делясь своими впечатлениями с друзьями. В вашу "подключенную" спортивную кепку встроены светодиоды, и любое событие — будь то гол в ворота соперника или желтая карточка — сопровождается не только криками болельщиков, но и создает настоящее светошоу! При этом если вы отвлечетесь на красоту вокруг, в любой момент сможете посмотреть повтор лучших моментов игры в приложении на своем смартфоне — в высоком качестве, с разных точек съемки и с нулевой задержкой!

А что если подключить игроков и мяч? Тогда тренера и игроки в реальном времени смогут изучать аналитику игры — кто больше владеет мячом, с какой силой был нанесен удар, с какой скоростью была послана сфера и многое другое.

Футбольные команды, подключенные к сети

Любое спортивное событие — это мастерство спортсменов. А еще это — зрелище. А еще — бизнес. И во всех этих аспектах цифровые и мобильные технологии могут принести командам пользу или даже полностью трансформировать их деятельность. Например, совсем недавно сильнейший на данный момент футбольный клуб Франции Пари-Сен-Жермен (ПСЖ) поставил амбициозную цель — "стать самой цифровой командой в мире". Давайте разберемся, как они собираются это сделать.

Во-первых, команда создаст информационную систему для аналитики данных, собранных во время игры. Планируется, что это позволит оценивать эффективность действий футболистов на поле, сравнивать их с показателями противников, а также мониторить самочувствие игроков, следить за расписанием матчей и многое другое. Все это должно сделать команду еще более эффективной как на поле, так и в бизнесе.

Во-вторых, футбольный клуб позаботится о комфорте и впечатлениях своих болельщиков, создав единую систему для управления фанатскими мобильными и компьютерными приложениями, а также экранами на стадионе. Например, члены фан-клуба смогут в режиме реального времени получать уведомления об очередях за хот-догами на стадионе или первыми просматривать эксклюзивные видео, узнавать спортивные новости и получать прочий контент, который еще больше сблизит клуб со своими болельщиками.

Готова ли Украина к футболу нового поколения?

Уже сегодня футбольные клубы создают приложения для смартфонов, перенося взаимодействие с фанами в плоскость цифровых технологий. Более того, украинский футбол подчинен правилам и новинкам, которые внедряет FIFA, поэтому рано или поздно в Украину придут новшества, которые мы уже наблюдаем на мировых чемпионатах. Такие, например, как система определения взятия ворот GLT — goal-line technology или технология просмотра повтора в 360о.

Однако масштабно запустить какие-либо технические инновации во время спортивных игр будет возможно не ранее, чем в районе стадионов будет обеспечена качественная и скоростная мобильная связь 3G/4G/WiFi.

В городах Украины текущее 3G-покрытие спортивных площадок во время матчей оставляет желать лучшего. Это логично, ведь места массового скопления людей требуют от операторов связи качественно иного подхода к планированию сети.

В этой связи появление 4G в Украине может кардинально и достаточно быстро изменить ситуацию. При оптимистичных прогнозах, уже весной 2018 года на финале Лиги Чемпионов УЕФА мы можем увидеть, как переполненный стадион "Олимпийский" становится намного более технологичным. Вполне реально, что вслед за предоставлением быстрого доступа в интернет на стадионах, откроются новые возможности и сервисы для посетителей, такие как стриминг видео с различных камер, онлайн-просмотр повторов лучших моментов и голов, заказ доставки хот-догов и напитков прямо в сектор, розыгрыш сувениров от любимого клуба и многое другое. Надеемся, что ждать осталось совсем недолго.