- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Может ли государство вернуть авиакомпанию "Днипроавиа" в госсобственность — мнение юриста
Государство начало борьбу за возврат в свою собственность авиационной компании "Днипроавиа", приватизированную в августе 2009 года ООО "Галтера", входящей в состав группы "Приват".
Основанием для отмены действия договора купли-продажи акций, согласно которому "Галтера" приобрела 94,572 % уставного капитала авиакомпании, Фонд госимущества считает нарушение покупателем его приватизационных обязательств. В частности, покупатель должен был отремонтировать и передать в собственность государства взлетно-посадочную полосу и радиомаячную систему международного аэропорта "Днепропетровск".
Отношения между "Галтерой" и Фондом госимущества были формализованы в Концепции послеприватизационного развития "Днипроавиа", согласно которой покупатель обязался инвестировать в международный аэропорт "Днепропетровск" до 2014 года 882,1 млн грн.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaОднако, как показала плановая проверка, проведенная Фондом госимущества в августе 2015 года, из указанной суммы реально инвестировано в развитие аэропорта было только чуть более 142 млн грн, а взлетно-посадочная полоса и радиомаячная система так и не были переданы государству.
После выявления указанных нарушений договора купли-продажи акций авиакомпании "Днипроавиа", Фонд госимущества обратился в хозяйственный суд Днепропетровской области с иском о расторжении договора.
Производство по иску Фонда госимущества к "Галтере" было открыто хозяйственным судом Днепропетровской области в конце января 2016 года и успешно затягивается авиакомпанией с использованием различных процессуальных инструментов.
В частности, на сегодняшний день "Галтера" обратилась со встречным иском к Фонду госимущества, в котором просит хозяйственный суд г. Киева обязать ФГИ внести изменения в договор купли-продажи акций "Днипроавиа", согласно которым предлагается отсрочить исполнение обязательств "Галтеры" и изменить их размер по причине существенного изменения обстоятельств, которыми стороны руководствовались при заключении договора. На основании этого иска "Галтера" просит хозяйственный суд Днепропетровской области остановить производство по иску ФГИ о расторжении договора купли-продажи.
Для изменения договора купли-продажи в судебном порядке действующее законодательство Украины требует одновременного наличия таких условий:
- В момент заключения договора стороны исходили из того, что такое изменение обстоятельств не наступит;
- Изменение обстоятельств обусловлено причинами, которые заинтересованная сторона не могла устранить после их возникновения при всей заботливости и осмотрительности, которые от нее требовались;
- Исполнение договора нарушило бы соотношение имущественных интересов сторон и лишило бы заинтересованную сторону того, на что она рассчитывала при заключении договора;
- Из сущности договора или обычаев делового оборота не следует, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
При этом изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам или повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для выполнения договора на условиях, измененных судом.
Вероятно, в качестве существенного изменения обстоятельств, в связи с которыми необходимо в судебном порядке внести изменения в договор, "Галтера" видит проведение на востоке Украины антитеррористической операции и использование в связи с ее проведением Вооруженными силами Украины международного аэропорта "Днепропетровск" для военной авиации.
Суд вполне может согласиться с доводами "Галтеры" о том, что расторжение договора может противоречить общественным интересам и усмотреть наличие вышеуказанных оснований для изменения договора.
Во всяком случае, на этом основании "Галтере" уже удалось оспорить решение Фонда госимущества о неправомерности неисполнения "Галтерой" обязательств по договору купли-продажи. Административные суды первой и апелляционной инстанций сочли необоснованным решение ФГИ, сославшись на то, что оно не учитывает фактические обстоятельства, повлекшие неисполнение "Галтерой" своих обязательств по договору купли-продажи акций авиакомпании "Днипроавиа". Под такими фактическими обстоятельствами суды подразумевали именно совместное использование международного аэропорта "Днепропетровск" компанией "Днипроавиа" и военными.
Если же суд согласится с доводами "Днипроавиа" и изменит условия договора купли-продажи акций, то группа "Приват", в состав которой входит компания "Галтера", сохранит в собственности авиационную компанию "Днипроавиа" и получит отсрочку по выполнению своих инвестиционных обязательств.
Правда, Генеральная прокуратура Украины ведет досудебное следствие по факту растраты чиновниками Фонда госимущества в особо крупных размерах при продаже акций "Днипроавиа", считая необоснованным акт оценки акций. Правда, и в данном уголовном производстве перспективы у государства достаточно сомнительные, поскольку сложно будет доказать умысел чиновников ФГИ, а тем более должностных лиц "Галтеры".