НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,20

42,15

EUR

44,19

44,00

Мы будем биться за правило "местной" составляющей в энергетике — гендиректор ЭМСС

Почему для краматорского машзавода важна квота на использование украинского оборудования в альтернативной энергетике и как "Энергомашспецсталь" планирует развиваться на традиционных для себя рынках — в интервью совладельца предприятия

Завод "Энергомашспецсталь" (ЭМСС), подконтрольный с 2010 года российскому "Атомэнергомашу" (51% акций), долгое время отличался финансовой стабильностью. Вот только с прошлого года краматорским производителям стального литья, поковок и заготовок для разных индустрий категорически не везет. То конъюнктура рынка подводит, то ДТЭК Рината Ахметова обещает отключить энергоснабжение из-за 62,5 млн грн задолженности.

Максим Ефимов, генеральный директор и один из совладельцев ПАО "ЭМСС", соглашается прояснить Delo.UA финансовые и рыночные аспекты нынешней работы своего завода.

Финансы и модернизация

Максим Викторович, почему возглавляемый вами завод накопил задолженность по электроэнергии перед структурами ДТЭК? Несколькими неделями ранее в этом холдинге грозились отключить завод от обеспечения электроэнергией.

История возникновения долга достаточно сложна и ее подробности лежат в плоскости деловых отношений между ЭМСС и ДТЭК. Не вдаваясь в детали, скажу, что несмотря ни на что, Энергомашспецсталь и ДТЭК связывают давние партнерские отношения. Этот факт позволяет нам рассчитывать на конструктивный диалог и решение вопроса с учетом интересов обеих сторон. Уже в ближайшее время мы приложим все усилия, чтобы свести к минимуму задолженность и к 1 января рассчитаться за электроэнергию, фактически потребленную в 2013 году, а также погасить часть задолженности предыдущего периода.

В прошлом году предприятие получило полмиллиона гривень чистой прибыли против почти 32 млн грн по итогам 2011-го. Что сказалось на таком снижении финрезультата?

Основная проблема — недозагрузка производства. Сегодня производственные мощности ЭМСС загружены на 50% от имеющихся возможностей. Поэтому мы усиленно занимаемся освоением новых продуктов и новых рынков. Конкуренция на мировом рынке сегодня более чем серьезная. Большинство заводов, которые являются нашими конкурентами в Европе, охвачены кризисными явлениями. К примеру, Pilsen Steel (бывшая Skoda) обанкротился и сегодня находится в состоянии санации. Ряд заводов приблизительно в таком же состоянии. Одним словом, сегодня рынок покупателя. И именно покупатель диктует цену на продукцию. Результат — эксклюзивную продукцию, которую мы производим, мы не можем продавать по нормальным рыночным ценам. Исходя из реалий, приходится выстраивать и финансовую стратегию. В целом мы должны получить 1,3 млрд грн дохода по итогам 2013 года при показателе по реализации в 860 млн грн за девять месяцев. (В 2012 году чистый доход завода по МСФО составил 1,205 млрд грн — Ред.).

Существует еще один нюанс: при инвестициях в предприятие в размере $300 млн, часть из которых является процентными, естественно существенно возрастает амортизация. Поэтому балансовая прибыль, которая, как правило, декларируется по статистической отчетности, является заниженной.

В недавнем интервью нашему ресурсу гендиректор "Атомэнергомаша" отметил, что на вашем заводе в прошлом году завершилась масштабная программа модернизации стоимостью $300 млн. Планируете ли продолжать модернизацию и по каким направлениям?

В 2013 году мы планировали вложить в модернизацию еще 120 млн грн (порядка $15 млн по курсу НБУ — Ред.). Но велика вероятность того, что освоить эти средства до конца года мы не успеем. Скорее всего, эта сумма перейдет на 2014 год. Что касается планов на следующий год, то существенных инвестиций в модернизацию оборудования в бюджет не заложено. Если говорить о конкретных проектах, то в следующем году мы планируем закончить проект установки специального карусельного станка. Его целевое назначение — обечайки реакторной зоны для проектов Атомэнергомаша.

С 2010 года корпорация "Росатом" (в состав машиностроительного дивизиона которой входит ЭМСС — Ред.) вложила в предприятие $100 млн. До этого модернизацию проводили за счет собственных средств и кредитов.

Но везде заявлялось о программе стоимостью в три раза больше...

Росатом выделял средства и для рефинансирования имеющегося у предприятия на тот момент долга. Модернизация началась в 2007 году, и у нас в долговом портфеле были кредиты от Проминвестбанка и Сбербанка. Теперь вместо них -- Rosatom Finance.

В конце 2012 года ЭМСС запустила новый сталеплавильный комплекс. На какой объем выплавки стали предприятие вышло по итогам 9 месяцев 2013-го?

С сентября этого года мы работаем только на новом электросталеплавильном оборудовании. Январь-сентябрь 2013-го пришлись, по сути, на пуско-наладочные работы и горячие испытания электропечи. Важно было выйти на технические характеристики оборудования, которые изначально декларировались.

Сегодня новая печь способна производить 500 тыс. тонн стали в год. За три квартала 2013-го мы выплавили 68 тыс. тонн. По нынешнему году выйдем примерно на 100 тыс. тонн. В идеале, если будем загружены заказами "под завязку", наши потребности будут покрыты 200 тыс. тонн стали в год.

Важная характеристика нашего производства — необходимость выпускать сталь и слитки из нее в короткий промежуток времени. Новая печь очень производительна, она способна выдавать в час около 70 тонн стали. Ранее нам приходилось работать в условиях, когда выплавлялось 100 тонн за четыре-пять часов. И для того, чтобы набрать слиток в 400 тонн, приходилось работать около суток. Сейчас хватает шести часов.

Наконец, эта печь позволяет сократить расход электроэнергии, что влияет на стоимость стали и, соответственно, заготовки. Причина экономии — возможность завершить производственную программу с десяти часов вечера до шести часов утра (в это время действует ночной тариф на электроэнергию — 28,06 коп. за кВт-ч; дневной тариф для предприятия составляет более 1 грн — Ред.).

В следующем году намереваетесь наращивать объемы выплавки?

Нет. Объемы выплавки не превалируют в нашей шкале приоритетов. Мы ориентированы больше на выпуск высокотехнологичной продукции.

Электросталеплавильное производство "завязано" на потреблении металлолома как основного сырья. В последнее время звучат заявления, что в Украине наблюдается дефицит лома. Сталкиваетесь ли Вы с этими проблемами?

Проблема дефицита лома, если таковая и имеется, на ЭМСС никак не отразилась. В месяц нам требуется 4000 — 6000 тонн лома. В сравнении с потребностью металлургических заводов — это не так много. К тому же собственный оборотный лом, возникающий как отходы производства, покрывает около трети потребности в этом сырье.

Рыночные приоритеты

Куда поставляет свою продукцию ЭМСС?

40% занимают поставки на мировые рынки, еще 40% — в Россию, из которых половина — заказы Росатома, 20% продукции с маркой "ЭМСС" реализуется в Украине. Если говорить об отраслевом распределении, то 20% в портфеле заказов занимает продукция для АЭС, еще 20% — продукция для тепловой энергетики (все, что связано с турбиностроением), столько же — продукция для нефтехимии. Сейчас на наших производственных площадках ведется работа над проектом изготовления кованых заготовок для двух блоков Белорусской АЭС — около 6000 тонн. Отгрузку первых заготовок начнем уже в ноябре 2013, а к концу первого полугодия 2014-го завершим полный производственный цикл по этому заказу.

В целом Энергомашспецсталь производит продукцию для металлургии, судостроения, энергетики (ветро-, паро-, гидро-, атомной) и общего машиностроения. Из новых для себя рыночных сфер активно работаем по судостроительному направлению — в Россию до конца нынешнего года планируем отгрузить 700 тонн заготовок для ледоколов, в том числе для атомного флота России.

В 2014 году намереваемся увеличить долю заказов для атомного машиностроения до 30%, а по тепловой энергетике — сохранить на нынешнем уровне.

"Энергомашспецсталь" активно заявляет о себе как о производителе прокатных валков для металлургических предприятий. Чем обусловлен интерес к данному сегменту? Ведь ЭМСС традиционно работал для потребителей из сферы энергетического машиностроения.

Да, в советские времена ЭМСС был ориентирован на атомное и турбоатомное (турбинное) машиностроение. Но период кризиса, выпавший на 90-е годы, внес свои коррективы. Чтобы вывести предприятие из состояния стагнации, нужна была новая номенклатура. Появилась и эта позиция.

Валок — хлеб для металлургов, соответственно — и для нас. Это же постоянно расходуемая позиция. В конце нынешнего года будем участвовать в тендерах на программную поставку метпредприятиям прокатных валков.

Кто из металлургов покупает ваши валки?

В Украине мы сотрудничаем со всеми металлургическими компаниями. Но львиную долю заказывает группа "Метинвест" — около 60% от общего объема этой продукции на украинском рынке. По отдельным предприятиям крупнейший потребитель — МК "Азовсталь" (входит в состав "Метинвеста" — Ред). Среди российских заказчиков — предприятия "Северстали", Магнитогорский МК и Нижнетагильский меткомбинат. За год продаем примерно 4 тыс. тонн валков в страны СНГ и 2,5 тыс. тонн — в Украине.

ЭМСС тесно сотрудничает с харьковским "Турбоатомом". В "Атомэнергомаше" даже говорят о фактической кооперации ЭМСС и харьковского турбинного завода…

Турбоатом — наш давний и надежный партнер, с которым нас связывают тесные деловые и дружеские отношения. Благодаря тому, что мы постоянно уменьшаем себестоимость продукции и цену на нее, мы участвуем во многих номенклатурных проектах с Турбоатомом. На сегодняшний день Энергомашспецсталь покрывает большую часть потребности харьковского завода по литью и поковке.

Какие рыночные негативы сегодня более всего ощутимы для ЭМСС?

В нынешнем году возникли проблемы в нефтегазохимии — по тем проектам, где мы работаем с заводами, ориентированными на поставку оборудования для Газпрома. Надеемся, что в 2014-м году ситуация в этом вопросе изменится в лучшую для нас сторону.

Ветровая энергетика — еще одна сфера, где возможен негатив. Но уже в связи с нюансами законодательства. Мы не одобряем возможную отмену для альтернативной энергетики правила "местной" составляющей. (В оборудовании обязательна 30%-я доля комплектующих украинского производства; с 1 июля 2014 года возрастет до 50% — Ред.). Ведь большинство заказов в данной сфере мы получаем именно благодаря этому правилу. Мы будем биться за правило "местной" составляющей в энергетике.

Какие финрезультаты намечаете на 2014 год?

Следующий год, при соблюдении определенных условий, планируем отработать с увеличением показателей относительно текущего. С учетом заказов для Росатома, в том числе и для Белорусской АЭС, рост выручки может составить 10%. Планируем и прибыль.

Но мы пока не можем прогнозировать, какие изменения на рынке произойдут после подписания соглашения об Ассоциации с ЕС: как это отразится на наших отношениях с заказчиками из Европы и что изменится во взаимоотношениях с РФ (будут ли введены заградительные пошлины и т.д.) Понятно одно: Энергомашспецсталь строилась под атомную энергетику, и российскую часть заказов для АЭС в общем портфеле заменить тяжело.