НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Наступит ли конец надоедливым SMS от служб такси

В конце марта в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект о противодействии спаму. Положит ли он конец нежелательным сообщениям по электронной почте и SMS или только усугубит ситуацию для украинцев?

Согласно официальной статистике за 2017 год, доля спама в почтовом трафике составила 57%, из которых 12% составляли письма с вредоносными программами и вирусами.

В связи с этим мировое сообщество решило активизироваться в борьбе с незаконными рассылками, и Украина не стала исключением.

В конце марта в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 8186 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия спаму". Инициаторы проекта — народные депутаты Береза Б. Ю., Емец Л. А., Усов К. Г. По мнению авторов, принятие такого закона защитит граждан от навязчивых и нежелательных рекламных сообщений.

Следует отметить, что это — не первая попытка искоренить спам в Украине. Летом 2017 в парламенте уже регистрировали похожую инициативу (законопроект № 7043), но тогда эксперты признали этот проект поверхностным, а штрафы и наказания — слишком лояльными. В итоге авторы документа вынуждены были его отозвать.

Согласно новому законопроекту, в категорию "спам" попадают "электронные, текстовые и/или мультимедийные сообщения коммерческого характера, которые без предварительного согласия потребителя отправляются на его электронный адрес или телефон, и от получения которых потребитель не может отказаться". 

Для борьбы с этим отрицательным явлением депутаты предлагают: 

  1. Запретить передачу персональных данных абонентов (номеров телефонов, e-mail) третьим лицам
  2. Обязать лиц, осуществляющих рассылку, получать предварительное согласие потребителей
  3. Запретить принимать спам к рассылке
  4. Блокировать спаммеров
  5. Накладывать штрафы

Штрафы

Размеры штрафов будут зависеть от степени "тяжести" содеянного.

Например, за организацию спам-рассылки штраф будет составлять от 500 до 1000 прожиточных минимумов (от 850 000 грн до 1,7 млн грн). Аналогичные штрафы грозят за распространение спама, если оно привело к нарушению работы электронных устройств (телефонов, компьютеров, планшетов и т. д.)

Если же рассылка была вредоносной (спровоцировала нарушение работы компьютерных сетей) штрафы будут гораздо суровее: от 500 до 1000 минимальных зарплат (по состоянию на 2018 — от 1 861 500 грн до 3 723 000 грн). Кроме того, такие действия могут повлечь ограничение свободы до трех лет.

В течение трех месяцев после вступления этого закона в силу распространители спама должны сообщить потребителям о подписке. Такое сообщение будет содержать механизм отказа от рассылки через гиперссылку и/или обратное сообщение отправителю со словом "Стоп".

Недостатки

На первый взгляд, идея нового закона кажется прогрессивной и своевременной. Но внимательное изучение проекта приводит к выводу, что он борется не со спаммерами, а с операторами телекоммуникаций.

Очевидно, что новый законопроект не содержит наказаний для инициаторов рассылок, а предлагает решать поставленную задачу путём изменений Закона Украины "О телекоммуникациях", то есть налагая ответственность на телеком-провайдеров и мобильных операторов.

Вряд ли это можно считать справедливым, поскольку мобильная связь — лишь один из способов передачи информации, в то время как генераторами рассылок являются поставщики продуктов и услуг.

Кроме того, некоторые положения проекта носят откровенно "незаконный" характер. Например, одна из норм законопроекта предусматривает обязанность "проверять текст сообщения, предоставленного к рассылке, на его соответствие определению спама и требовать у заказчика рассылки приведения сообщения в соответствие с законодательством".

Непонятно, как оператор может проверять содержимое, если у провайдера телекоммуникаций нет доступа к содержанию сообщений, которые передаются в его сети.Кроме того, нарушение тайны телефонных переговоров не только противоречит ст. 31 Конституции Украины, но и является уголовно наказуемым преступлением (ст. 163 УК).

Еще одной из загадочных новел является норма законопроекта, которая обязует вмещать гиперссылки в текст смс-сообщений. Дело в том, что уместить гиперссылку в смс не так-то просто. Как правило, для этого потребуется целое отдельное сообщение. То есть законопроект, который должен бороться с лишними рассылками, сам генерирует дополнительные смс. 

Мировая практика борьбы со спамом

В мировой практике со спамом борются иначе. Больше всех в этой "войне" преуспели Австралия и Германия. Будучи лидерами по спам рассылкам в своё время, эти страны смогли полностью от них избавится при помощи жестких санкций.

Например, в Австралии есть специальные реестры "Do not call", куда человек вносит свой номер и устанавливает запрет на все рассылки, которые происходят без его согласия. 

Нарушение такого запрета сулит штраф до 1,1 миллиона австралийских долларов в день. В Германии за каждый факт нежелательной рассылки "жертва" имеет право подать в суд и получить значительную компенсацию — от 500 до 50 000 евро. Американское законодательство по борьбе со спамом мягче, но, помимо штрафов, предусматривает и тюремное заключение.

Кроме штрафов, в большинстве развитых стран мира действуют общие принципы борьбы со спамом. Например, принцип OPT-IN, согласно которому рассылка считается законной только в том случае, если пользователь на неё подписывался и высказал своё согласие на получение рекламной информации. Такое согласие должно быть четким и безоговорочным. Принцип OPT-OUT предусматривает возможность в любой момент отписаться от рассылки.

Таким образом, опыт зарубежных стран доказывает, что бороться со спамом можно разными способами, и наказание провайдеров телеком-услуг — отнюдь не единственный и далеко на самый действенный вариант. Остается надеяться, что украинские власти детальнее изучат проблему спама, способы противодействия и доработают законопроект.