Новое правление "Укрзализныци": чем займутся экспаты?

Delo.UA разбиралось почему в правлении "Укрзализныци" нашлось место не всем топ-менеджерам и выясняло какие функции будут у экспатов

Похоже, в "Укрзализныце" завершился затянувшийся этап кадровых перестановок в топ-менеджменте и наблюдательном совете. В частности, набсовет компании, возглавил первый заместитель министра инфраструктуры Украины Евгений Кравцов. Под его руководством за работой железнодорожного монополиста будут присматривать семь госчиновников от всех заинтересованных министерств и ведомств.

Но более интересен список тех, кто поведет вперед реформы в "Укрзализныце". В конце прошлой неделе наконец-то было сформировано правление УЗ, в которое вошли семь человек, в том числе пять иностранных топ-менеджеров. Министр инфраструктуры Владимир Омелян назвал этот состав окончательным и сравнил его с семью самураями, которым придется нести полную ответственность за работу компании.

Но, судя по национальной принадлежности более половины состава правления, его нужно сравнивать с гусарией — элитным подразделением в составе войска Речи Посполитой. Кроме Войцеха Балчуна, возглавившего компанию, в высшем руководстве есть еще три поляка — Иренеуш Василевский, Марек Залесный и Ремигиуш Пашкевич. С ними будут действовать серб Желько Марчек и украинцы Александр Бужор и Сергей Михальчук. Не стоит забывать, что на одну из ключевых должностей руководителя филиала "Центр обеспечения закупок" — фактически главный снабженец — назначен еще один поляк Павел Ярчевский.

Каждый из новых членов правления получил свою сферу ответственности.

Как сообщил Delo.UA источник в "Укрзализныце", Пашкевич будет заведовать инфраструктурой УЗ, Залесный — грузовыми перевозками. Пассажирские перевозки должен курировать Михальчук. Экономика и финансы останутся в ведении Бужора, а социальные вопросы — сфера ответственности Желько Марчека.

Отметим, что глава УЗ в своих недавних выступлениях особо акцентировал на формировании производственного подразделения, под началом которого объединят все вагоноремонтные и проектные мощности компании. В частности, Стрыйский, Дарницкий и Панютинский заводы. Это направление возглавит Иренеуш Василевский.

Следует напомнить, что в начале июля Кабмин расширил правления с шести до девяти человек, в число которых попали Андрей Галущак, Александр Скрипинский и уже упомянутый Иренеуш Василевски. По нашим данным первый из них должен был отвечать за реформирование и стратегию компании, второй — за инвестиции, имущество и землю.

Однако менее чем за месяц Кабмин изменил свое решение, сократив состав правление до семи человек, где не нашлось места Галущаку и Скрипинскому. Delo.UA поинтересовалось у министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна о причинах такого разворота.

"У нас есть один акцент и направление — это реформы. Больше никаких вопросов не стоит перед Балчуном и командой. Мы выбрали на этом этапе максимально комфортный для него (Войцеха Балчуна — Delo.UA) вариант работы: было его предложение об этом составе правления. Есть! Теперь меня волнует исключительно результат", — объяснил Омелян. По словам министра каждое из подобных решений принимается в первый раз. И дается непросто, так как "Укрзализныця" традиционно была под влиянием большого количества людей, группировок, партий и всего другого.

То есть ключевую роль в сокращении количества членов правления принял реформатор польских железных дорог Войцех Балчун, который особо и не скрывает, что обращался за поддержкой и в министерство, и в кабинет министров. И надеется на окончание кадровой чехарды.

"Я думаю, что это окончательное на сегодняшний день решение относительно состава правления. Оно оптимально с точки зрения эффективности, деятельности, принятия решений. Я очень рад, что нам удалось его найти — семь членов правления. Между нами произошло естественное распределение полномочий. Я рад, что нас поддержало министерство инфраструктуры и премьер Гройсман", — рассказал Балчун журналисту Delo.UA после окончания донорской конференции в Министерстве инфраструктуры Украины.

Он также уточнил, что "господа Скрипинский и Галущак пока еще являются работниками "Укрзализныци", хотя и не входят в состав правления".

Вполне нормально, что концентрация властной вертикали УЗ в руках иностранных топ-менеджеров вполне может вызывать беспокойство не только в отраслевых кругах.

Даже министр Омелян уже в нескольких интервью заявил о попытках заменить украинскую мафию на польско-украинскую внутри железнодорожного монополиста.

Риск есть всегда, но эффективность и результативность нового менеджмента достаточно легко будет оценить по первым действиям и быстрым достижениям, которые в планах Балчуна должны появиться уже до конца года. Тем более что по его словам процесс реформирования "Укрзализныци", затянувшийся на два года, уже отражается на операционной эффективности компании. Поэтому нужно как можно быстрее приступать к конкретным действиям. "Компания начинает нормально работать: есть нормальный план, нормальные расчеты, конкретные действия. Надеюсь, что сейчас уже стабилизирована ситуация. Поэтому, я думаю, изменения будут видны достаточно быстро. Но за один день не получится изменить всю "Укрзализныцю", так как это огромный масштаб. Все знают, что реформы железной дороги — это реформы на много лет", — подчеркивает Войцех Балчун.

Что уже сделано? Из заметных решений — повышение окладов работникам УЗ. Но кроме действий внутри компании, нужны сигналы внешнему миру. Например, ликвидация изрядно надоевших проблем с перевозками, как в грузовом, так и в пассажирском сегментах.

"Мы вчера (27 июля 2016 года — Delo.UA) приняли решение запустить инвестицию по изменению качества линии из Мариуполя. Чтобы увеличить пропускную способность, но сделать это разумно. Это не слишком большая инвестиция, но эффект значительный. Восстановим разъезды, установим новую семафорную сигнализацию. Увеличим количество пар поездов практически до 30", — так Войцех Балчун прокомментировал перспективы улучшения движения на ветке Камыш-Зоря — Волноваха.

На словах звучит хорошо, хочется верить, что вскоре увидим и реальные результаты, а не продолжение уже привычной для временных руководителей "Укрзализныци" политики не выполняемых обещаний.