Депутаты вернулись к рассмотрению во втором чтении законопроекта №2971-д о частичной дерегуляции отрасли. После более года в дальнем углу стола пивная отрасль, возможно, получит шанс на восстановление.
Законодательные ограничения не работают так, как хотелось бы регулятору. По разным данным, до 50% рынка крепкого алкоголя продолжает оставаться в тени. В то же время наши регуляторы продолжают экспериментировать на единственном рынке, где нелегального производства фактически нет — пивном. После приравнивания пива к крепкому алкоголю только за прошлый год рынок потерял порядка 20% объема, в этом году производства пива также продолжает падать.
В европейской практике принято отделять оборот пива и вина от крепкого алкоголя, так как по сути это два совершенно разных типа продуктов, в корне отличающихся друг от друга. Тем не менее, наши регуляторы предпочли не разбираться в технических тонкостях процесса, а просто приравняли пиво к алкоголю. Таким образом, сегодня производители пива вынуждены выполнять ряд абсурдных требований, например по учету норм потерь спирта, хотя спирт в пиво не добавляется, а в продукте образуется исключительно натуральным образом в процессе брожения.
К сожалению, только после принятия данного закона к нам прислушались. Законодательные новации, связанные с распространением всех правил оборота алкогольных напитков к пиву, прошли экспертную оценку. И те из них, которые создают дополнительные бюрократические барьеры, а также не соответствуют нормам стран ЕС и мировой практике регулирования отрасли, были пересмотрены. Министерством финансов Украины и Комитетом ВР по вопросам налоговой и таможенной политики был разработан альтернативный законопроект 2971 -д, который и разрешал ряд возникших технических проблем. Приведу несколько примеров такой дерегуляции:
- К примеру, для производства пива предполагалось получение 15 новых разрешительных документов в более чем 10 инстанциях. И это все при общегосударственном курсе на дерегуляцию. Но есть ли у государства дополнительный административный и кадровый ресурс на тысячи лишних разрешений и проверок? При этом в Украине сегодня производится свыше 880 наименований пива.
- Или вот еще один компромисс, благодаря которому удастся сберечь около 520 млн долларов, которые игроки отрасли вложили в торговое оборудование. Напомню, новым законом предполагалось изъятие с рынка всего брендированного торгового оборудования, включая бокалы и подстаканники и т.п. Это напрямую влияет на сокращение как "цивилизованных" каналов продажи пива, так и рабочих мест в сегменте ХоРеКа (отели, рестораны, кафе), которая во многом зависит от инвестиций производителей пива. Сложно представить запрет брендовать пивные бокалы где-нибудь в Европе, еще сложнее объяснить, зачем он нужен.
- Еще один пример нововведения, от которого необходимо отказаться, это запрет спонсорства отдельных организаций. Известно, что во всем мире пивоваренные компании уже длительное время являются партнерами спортивных и культурных организаций. При этом само по себе спонсорство не запрещено, например, для любых мероприятий. Такое регулирование не имеет ни малейшего смысла.
- Развитие малого бизнеса. Законопроект предполагает снижение стоимости лицензий. Нормальная европейская практика — когда стоимость лицензии отображает затраты на связанные с ней административные услуги. И хотя данный законопроект оставляет стоимость лицензий довольно существенной, все равно это был бы шаг навстречу малому бизнесу.
Сегодня в ЕС насчитывается более 6,5 тыс. пивоваренных заводов и постоянно открываются новые. Пивовары по всей Европе инвестируют значительные средства в инновации. Уровень инвестиций является верным признаком растущей уверенности пивоваров, что, в свою очередь, влияет на экономический рост после недавнего спада. Я очень надеюсь, что к пониманию этого придут и наши депутаты и откажутся от популизма, который не способствует конструктивному решению проблем.