НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,30

45,09

Объем рынка доставки готовой еды в Украине превышает $230 млн

В условиях финансовой нестабильности и кризиса интерес к доставке еды на дом у украинцев только усилился
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Во всем мире сегмент e-commerce стремительно развивается на протяжении последних десяти лет. Если еще недавно мы шли в офисы турагентств и не мыслили о заказе ресторанной еды на дом, то сегодня глобальная гаджетизация привела к тому, что в интернете одинаково просто купить путевку на другой конец земного шара или заказать горячее в любимом ресторане.

Удивительно, но в условиях финансовой нестабильности и кризиса, интерес к доставке еды на дом у украинцев только усилился.

Еще 10-15 лет назад сайт ресторана или кафе был скорее модной фишкой, нежели инструментом маркетинга. Максимум, что можно было сделать на сайте — это посмотреть меню, узнать точный адрес ресторана и, возможно, уровень цен. Нередко рестораторы годами не обновляли меню на своих сайтах. Позже, с бумом на доставку еды домой, где первопроходцами были пицца, а позже суши, даже рестораны достаточно высокой ценовой категории задумались о дополнительных сервисах: возможно, не столько для получения дополнительной прибыли, сколько для поддержания лояльности существующих клиентов.

Сегодня популярность заказа готовой еды растет с каждым годом, и уже сейчас эта категория входит в топ-15 товаров, которые покупают в интернете. В Украине 60% населения пользуются интернетом — это более 25 млн человек. Около 15-16% из них заказывают еду в интернете. Соответственно покупателей готовой еды около 4 млн украинцев. Рынок заказов еды через интернет из ресторанов и служб доставки можно оценить в $230 млн в год.

Заказывают готовую еду в интернете преимущественно молодые люди до 35 лет с достаточно высоким уровнем доходов — более 10 тыс. грн. Это также связано с тем, что люди более старшего поколения и те, которые имеют семьи, привыкли готовить еду дома.

В прошлом году мы анализировали рынок и пришли к выводу, что в онлайне работает порядка 10% всех украинских ресторанов — это около 1 400 заведений. Но поскольку развивается культура заказа через сайты и мобильные приложения, многие рестораторы задумываются о выходе в онлайн либо для повышения продаж, либо для укрепления лояльности своих клиентов.

Происходит также эволюция способа заказа еды на дом. Так, два-три года назад, украинцы, заказывая еду на дом, чаще звонили в ресторан по телефону, нежели пользовались сайтом или мобильным приложением. Сегодня, по данным нашей компании, выбирая способ заказа еды (через сайт, колл-центр или мобильное приложение), 65% украинцев пользуются сайтом, на долю колл-центра приходится около 15% заявок.

Интерес и удобство явно смещается в пользу сайтов, а в будущем — мобильных приложений.

Широкое развитие получили и мультисервисы доставки еды, которые работают с рестораторами за комиссию, обеспечивая им более-менее стабильный приток заказчиков. Впрочем, уже сегодня рестораторы понимают: чем платить комиссию посредникам, лучше разрабатывать собственные приложения или пользоваться готовыми онлайн-сервисами.

По нашим подсчетам, за последние 12 месяцев спрос на заказ еды на дом вырос более чем на 35%. Подтверждает эти данные и аналитика "Яндекс.Украина". Так, в 2017 году более 16 тыс. украинцев в месяц ищут в интернете "доставку еды". Для сравнения в 2016 году частота этого запроса была на уровне 10 тыс. — 11 тыс. в месяц, в 2015 году — всего лишь порядка 6 500 запросов в Украине в месяц. Справедливости ради надо отметить, что "Яндекс.Украина" занимает около 30% рынка поискового трафика в Украине.

На популяризацию доставки еды на дом влияет множество разных факторов: и экономические, и психологические. В условиях, когда украинцам приходится больше работать и перерабатывать, чтобы обеспечить привычный уровень жизни, они хотят экономить время на приготовлении еды. Вместе с тем, несмотря все же на сложное положение, многие хотят себя побаловать и доставить себе удовольствие — съесть любимую ресторанную еду, но дешевле и дома.