Обидели "Нафтогаз": зачем министерство забрало управление "Укртрансгазом" и к чему это приведет?

Раздор между реформаторами: самое прогрессивное министерство использует элементы рейдерства в управлении госпредприятий нефтегазового сектора
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Что произошло?

Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) воспользовалось своим правом акционера и изменило устав НАК "Нафтогаз Украины". Теперь "Нафтогаз" не может управлять своим самым доходным активом — "Укртрансгазом".

Это нельзя назвать продолжением реформы корпоративного управления, которую запустил "Нафтогаз" в 2015 году и под которую получил кредит Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на $500 млн.

Реформа направлена как раз на устранение политического влияния в компании. НАК получил наблюдательный совет с тремя независимыми членами, который должен общаться с акционером и разрабатывать стратегию компании.

Это нельзя назвать отделением функции транспортировки газа — "Нафтогаз" остался 100% акционером "Укртрансгаза". Он просто не может управлять своим активом.

Что должно было произойти?

Министерство энергетики и угольной промышленности до 15 августа должно было создать компанию "Магистральные газопроводы Украины". Но рабочая группа по этому поводу собралась в Минэнергоуглепроме только сегодня.

Отделение функции транспортировки газа, согласно утвержденному Кабмином в июле плану, должно произойти после завершения Стокгольмского арбитража. Согласно аргументации "Нафтогаза", он является стороной контракта с "Газпромом", поэтому до конца разбирательства должен представлять интересы "Укртрансгаза".

При этом ГТС и подземные хранилища газа (ПХГ) должны вывести из "Укртрансгаза" в новые структуры — "Магистральные газопроводы Украины" и "Подземные газохранилища Украины".

Но решение, которое принял МЭРТ, когда вывел "Укртрансгаз" из-под управления "Нафтогаза", не является частью этой реформы.

Объяснительная Министерства экономики

В МЭРТе целью изменений назвали выполнение обязательств Украины по Третьему энергетическому пакету — относительно независимости оператора газотранспортной системы ("Укртрансгаз") от вертикально интегрированной компании "Нафтогаз".

В министерстве обращают внимание, что "Нафтогаз" остался акционером "Укртрансгаз", но с "особенностями управления для избежания конкфликта интересов и обеспечения независимости оператора ГТС".

Одним из первых признаков независимости "Укртрансгаза" стала отмена порядка утверждения, согласования и контроля за выполнением финансового плана и годового плана закупок, который утвердил в апреле 2016-го "Нафтогаз".

МЭРТ анонсирует создание в "Укртрансгазе" наблюдательного совета с независимыми директорами.

Реакция менеджмента

Главный коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко сообщил, что компания пока не знает, как реагировать на данное решение акционера.

"Министерство обращается к действиям, которые, в конечном итоге, ведут к ручного управлению госкомпаниями. Решение МЭРТ также может существенно усложнить дальнейшие переговоры "Нафтогаза" с западными партнерами, которые не понимают логику такого шага", — цитирует пресс-служба Витренко.

Как ранее сообщали Delo.UA в "Нафтогазе", МЭРТ не согласовывал изменение устава ни с менеджментом, ни с наблюдательным советом.

Повернувся з відрядження в Стокгольм. Не готовий коментувати ситуацію до розмови з Прем'єр міністром та Президентом.

Posted by Andriy Kobolyev on Friday, September 16, 2016

Реакция главы правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрея Коболева

Пресс-служба "Нафтогаза" заявила, что выполнение плана по требованиям Третьего энергопакета не предусматривает смену контролю над "Укртрансгазом".

"Все, что предусмотрено по отношению к "Укртрансгазу", — это поручение МЭРТ "рекомендовать НАК "Нафтогаз Украины" создать в ПАО "Укртрансгаз" наблюдательный совет в количестве пяти лиц с рядом условий", — уточняет пресс-служба.

Также в "Нафтогазе" обвиняют своего акционера в невыполнении утвержденного плана реструктуризации "Нафтогаза". В частности, в отсутствии "политики собственности", которую МЭРТ должен был разработать как ориентир для работы набсоветов госпредприятий.

Наблюдательный совет

Глава наблюдательного совета "Нафтогаза" Юлия Ковалив была в отпуске, поэтому об изменениях в компании узнала только сегодня.

По телефону она также сообщила Delo.UA, что пока не может комментировать ситуацию.

Повертаюся в Київ з тижневої відпустки. Буду готова коментувати через кілька годин

Posted by Yuliya Kovaliv on Friday, September 16, 2016

Согласно уставу НАКа, акционер не обязан согласовывать изменения устава с наблюдательным советом.

Банки

Пресс-служба "Нафтогаза" распространила информацию, что такие действия акционера ставят под угрозу получение кредита на $500 млн от Мирового банка на закупку газа.

В представительстве Мирового банка в Украине Delo.UA сообщили, что позиция Мирового банка не изменилась и рассмотрение вопроса могут вынести на Совет директоров в середине октября 2016 года.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выделил в прошлом году "Нафтогазу" кредит на $300 млн при условии реформы корпоративного управления.

Старший советник ЕБРР Антон Усов сообщил, что банк пытается оценить последствия данной ситуации. Ни правительство Украины, ни МЭРТ не уведомляли банк о таком решении.

"Мы, как кредитор и партнер "Нафтогаза", надеемся, что они будут выполнять свои обязательства по корпоративной реструктуризации", — сказал Усов.

Возможные последствия

Кредитование "Нафтогаза" международными организациями осуществляли под условие его реформирования согласно принципам корпоративного управления ОЭСР и Третьего энергопакета, а также — под госгарантии Украины.

"Нафтогаз" внедрял принципы ОЭСР, чтобы политические органы власти не могли напрямую управлять его дочерними компаниями. Это как раз тот пункт, который нарушил МЭРТ, перебрав на себя назначение правления, набсовета, изменение устава, утверждение финплана, инвестпрограммы и бизнес-плана.

Министерство-акционер де-факто вмешивается в оперативное управление "Нафтогаза". Но поскольку МЭРТ предварительно внес новые пункты в устав НАК — де-юре он прав.

Возможно кредиторы НАКа могут отрицательно воспринять внутренние изменения в компании, которые с ними не согласовывал акционер. Но реакция Представительства Мирового банка в Украине дает осторожный оптимизм, что на решение Совета директоров внезапные инициативы МЭРТа не повлияют и кредит для покупки дополнительных объемов газа Украина получит.