НБУ курс:

USD

41,17

--0,04

EUR

45,95

--0,01

Наличный курс:

USD

41,55

41,46

EUR

46,45

46,30

One way ticket: как избежать мошенничества при покупке авиабилетов

В последнее время поводом для горячих обсуждений стала ситуация с курсами обмена валют, которые используются в системах продаж авиабилетов. Кто виноват, если билет в итоге обошелся вам заметно дороже, чем вы выбрали на сайте?
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Представительства зарубежных авиакомпаний в ходе своей работы в Украине должны конвертировать полученную гривневую выручку в понятную и необходимую им, как зарубежным предприятиям, иностранную валюту. Украинские авиаперевозчики, выполняющие международные рейсы, не в меньшей степени нуждаются в валюте для покрытия своих расходов за рубежом. Недавние изменения валютной политики Украины в части обязательной продажи сначала всей, а позже большой доли валютной выручки вынуждают нас, авиакомпании, решать задачи по минимизации потерь от продажи и следующей за ней покупки валютных средств.

В начале весны авиакомпании перешли от использования курсов НБУ к индикативным курсам Межбанка для конвертации тарифов на авиаперевозки (которые в Украине в силу множества причин зафиксированы в долларах США) в гривну для ведения продаж в Украине. Это был вынужденный шаг, и не стоит демонизировать авиакомпании и обвинять их в попытке переложить свои проблемы на плечи пассажиров. Ведь учитывая крайне низкий уровень доходности авиаперевозок на сегодняшний день, любой существенный финансовый дисбаланс ставит компании на грань выживания.

Предпринятые украинскими перевозчиками меры, тем не менее, подверглись жесткой критике, в том числе, со стороны агентов, которые зависят от авиакомпаний и их нормальной деятельности чуть более чем полностью. Причина для такой "критики" объективно не имеет никакого отношения к курсам валют. Это яркое проявление конкурентной борьбы за рынок между агентами, а если быть точным — борьбы между классическими агентами и онлайн агентами.

Работая в таком канале продаж как Интернет, можно достичь успеха часто только путем привлечения пассажира беспрецедентно низкой ценой. Как минимум в начале истории — в ходе первой покупки. Не буду открывать всех секретов коллег-агентов, но как минимум в первый свой визит на сайт онлайн агентства пассажир может рассчитывать на очень привлекательный тариф. Далее отношения агент-пассажир будут не такими примитивными, как кажется. За пассажиром будут "присматривать": повторная покупка уже принесет агенту немного больший доход — вовсе не обязательно за счет перелета. Страховка, отель, трансфер и… курс валют. Тут-то мы и подходим к самому интересному.

Представим себе украинского пассажира, запланировавшего приобрести авиабилет из Киева в Вильнюс и решившего максимально сэкономить на этой покупке. Пассажир ищет лучшее предложение через Интернет. Существуют специализированные сайты, на которых на одной странице по запросу пользователя будут собраны ценовые предложения от разных продавцов на рейс МАУ Киев — Вильнюс. И тут нас ждет сюрприз. Сайт МАУ совсем необязательно предложит наименьшую цену, хотя при продаже через него скрытые комиссии и сборы не взимаются. Более привлекательными могут выглядеть предложения посредников — онлайн агентств. Далее "квест" покупки становится еще более увлекательным. При переходе на сайты агентов пассажира ждет несколько сценариев: цена билета может измениться за счет некоего дополнительного сбора, может сохраниться при неких сложно выполнимых условиях (например, оплата специфическими платежными картами, либо слишком близкие, или, наоборот, далекие даты). Также пассажиру могут предложить оплатить перевозку в валюте, отличной от гривны.

На следующем этапе события развиваются еще увлекательней. Скажем, пассажир выбрал сайт с минимальной ценой, хоть и выраженной в иностранной валюте. В момент оплаты он получает честное предупреждение о вероятных расходах на конвертацию. В виде более или менее заметной ремарки. А иногда не получает предупреждения вовсе. Пассажиру могут подсказать предположительный эквивалент в гривне, могут намекнуть на некие неподконтрольные агенту действия вашего банка, влияющие на конвертацию в момент оформления билета. А могут и не намекнуть. Следует признать, что агент, мягко говоря, не заинтересован в предоставлении пассажиру полной информации. Конечно, он стремится обеспечить самую привлекательную ценовую картинку. И, безусловно, готов объяснить пассажиру, что его претензии по поводу списанной с платежной карты суммы — естественно выше заявленной — должны быть адресованы банку, перевозчику, но никак не агенту.

"Трюк" и заключается в том, что за такой продажей стоит оформление авиабилета за пределами Украины, в валюте, отличной от гривны. Но списание средств так или иначе происходит в гривне. Наивно предполагать, что банки и платежные карточные системы будут использовать в работе нерыночные курсы валют. И уж поверьте, авиакомпания получит с агента всю сумму — именно в том виде, в котором поручила ее собрать с вас, уполномочив агента вести продажу билетов от своего имени. Таким образом, заманчивое ценовое предложение вполне может содержать элемент лотереи "повезет — не повезет", а степень везения клиент может оценить, только получив выписку по счету. Описанный выше случай показывает, как абсолютно равные тарифы могут внешне выглядеть не такими уж равными в глазах пассажира. Этот пример в равной степени справедлив для любой авиакомпании, работающей на рынке Украины.

Существуют также примеры агентского демпинга за счет комиссионного вознаграждения, которое агент по договору получает от авиакомпании. Эта схема дисконтирования, по моему глубокому убеждению, является извращенной. Авиакомпания, желающая предоставить своему пассажиру скидку, должна ее предоставить, а не позволить своему же агенту распоряжаться комиссией, как ресурсом для конкурентной борьбы. Экспертам рынка известны случаи, когда авиакомпании принимали публичные меры против такой агентской самодеятельности. Ну и конечно, не стоит забывать, что иногда существенное занижение цены на сайте может быть признаком злого умысла. К сожалению, в этом году рынок Украины пережил громкое банкротство одного из лидеров индустрии онлайн продаж авиаперевозок со всеми признаками умышленного мошенничества.

Я ни в коем случае не призываю избегать популярных агентских сайтов при поиске вариантов для путешествия. Тем не менее, я настоятельно рекомендую пассажирам обращать внимание не только на цену билета, но и на репутацию агента, историю его работы на рынке, детали и условия оформления авиабилета. Перед тем, как нажать кнопку "купить", путешественникам стоит дважды подумать, насколько убедительной и полной выглядит предоставленная им информация. Я бы советовал приобретать билеты из первых рук — на собственных сайтах перевозчиков, где заявленная стоимость билета ни на копейку не будет отличаться от фактически уплачиваемой пассажиром суммы.