- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Онлайн-банкинг движется в сторону мессенджеров — зампред ПриватБанка Дмитрий Дубилет
Как в целом идет процесс развития iGov? Над чем сейчас работаете?
Прогресс существенный — практически каждую неделю запускаем по 10–20 новых услуг, подключаем новые города. Правда, "свежие" услуги уже не настолько массовые и востребованные, как, например, субсидии или регистрация транспортного средства в МРЭО, которые были запущены ранее.
Недавно благодаря появлению спонсоров мы смогли сильно расширить штат аналитиков, так что темпы развития заметно выросли. Также мы очень ждем окончания политического кризиса, из-за которого прекратилась поддержка со стороны органов центральной власти.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaНа главной странице iGov.org.ua есть специальный раздел, посвященный "вербовке" волонтеров. Как много желающих формально согласились помогать в работе над проектом? Сколько из них реально и регулярно работают?
Формальное согласие дали свыше 20 тысяч человек. Однако реальный вклад в развитие проекта за все время внесли примерно 700 человек.
С чем это связано? Возможно, вы просто мало загружаете волонтеров, которые не являются центральными координаторами проекта в областях или районах, но согласны помогать время от времени по проекту в целом? Так, в своем выступлении в Киеве три месяца назад вы говорили, что развитию iGov можно помочь, даже уделяя ему всего 10 минут в день. Как планируется привлекать "нецентровых" волонтеров в будущем для работы над проектом, чтобы ускорить его ход?
К сожалению, это действительно так. В Киеве внедрение услуг в какой-то момент пошло медленнее, чем мы рассчитывали, и потому в столице волонтеров задействуем не так активно, как хотелось бы. Кроме того, мы планировали привлечь многих людей в рамках волонтерского контакт-центра, но затем у нас появился спонсор, который предоставил в наше распоряжение мощности своего контакт-центра бесплатно.
В декабре прошлого года вы заявили, что команда iGov планирует перевести все госуслуги в электронную форму до конца 2016 года. Насколько реален этот прогноз? Ведь сейчас многие услуги переведены в электронную форму только в 1–2 областях?
Я не сомневаюсь в том, что мы переведем все услуги в электронную форму в Днепропетровской области. Можно ли будет повторить такой опыт по всей стране? Здесь очень многое зависит от того, когда и чем закончится "премьериада".
Помимо проекта iGov и финансовой сферы, где еще можно применить технологию идентификации граждан BankID? Можете привести конкретные примеры?
Есть несколько компаний, которые используют проект в коммерческих целях. Например, речь идет о интернет-провайдерах и микрофинансовых компаниях. Но в первую очередь этот проект направлен на госуслуги, потому от него нет особого дохода.
Сколько банков в Украине сегодня поддерживают технологию BankID?
Пока только пять: ПриватБанк, Ощадбанк, Банк Михайловский, А-Банк и Банк Конкорд. Но их число будет расти.
А какова статистика в Европе или США? Какие технологии идентификации там применяют?
Технологию BankID мы "подсмотрели" в скандинавских странах. В целом же по Европе скорее можно встретить MobileID. В США чаще всего используют социальный номер (номер социального страхования — Ред.), а также своего рода аналог MobileID, но более простой, без "наворотов" с цифровой подписью.
Насколько интересна ПриватБанку технология BitCoin и Blockchain? Ведь уже сегодня некоторые интернет-магазины в Украине позволяют рассчитываться в виртуальной валюте BitCoin, можно ли предположить, что это реальный тренд, а не "рекламная зарисовка" нескольких e-commerce-компаний?
К сожалению, как банкир пока не могу дать внятный комментарий по виртуальной валюте — уж очень строго к этому относятся регуляторы.
Что касается Blockchain — это очень интересная технология, которую можно использовать, например, в государственных ИТ-проектах. Например, недавно мы стали одним из партнеров в проекте децентрализованных электронных аукционов eAuction — через эту систему государство будет продавать или сдавать в аренду свои активы (землю, недвижимость, лицензии и т.д.).
С технической и идеологической точек зрения такой проект — серьезный прыжок вперед по сравнению с ProZorro. Здесь вообще отсутствует единая база данных, подконтрольная государству (или вообще кому-либо). Подобно ProZorro, эта система будет развиваться частными площадками, однако они будут применять не только отдельные сайты, но и отдельные базы данных, соединенные друг с другом по технологии Blockchain.
Я думаю, что в частном секторе, в том числе в банках, технологию Blockchain также можно эффективно использовать.
С вашей точки зрения, в каком направлении развиваются системы онлайн-банкинга? Можно ли здесь ожидать внедрения каких-либо принципиально новых технологий, подходов?
Системы онлайн-банкинга двигаются в сторону мобильных приложений. А те, в свою очередь, — в сторону мессенджеров (то есть, чат-роботов, которые способны обслужить покупателя в магазине или клиента в ресторане и тем самым заменить диспетчера, официанта или продавца — Ред.). Такой прогноз дал наш Центр Электронного Бизнеса еще несколько лет тому назад, и вот сейчас мы видим, что он сбывается.
Сегодня при проведении транзакций для аутентификации клиента банка чаще всего используется обычный пароль, иногда — одноразовый пароль (OTP-код) в виде SMS. Как могут измениться технологии идентификации пользователя банковских услуг в скором будущем? Можно ли здесь ожидать прорыва?
С ростом "смартфонизации" SMS-пароли будут переходить в сообщения от мессенджеров с кнопкой "Подтвердить". В этот же бизнес-процесс, если у системы "возникнет подозрение", можно интегрировать третий фактор проверки — например, идентификацию вроде "селфи".