От Фонаря: в Кабмине вновь объявили о создании Керченского "моста"

Правительства Украины и России утвердили задание на разработку ТЭО строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Что позволяет чиновникам на сей раз рассчитывать на воплощение в жизнь этой многолетней идеи?

В долгой уже истории постройки транспортного перехода через Керченский пролив наметились бюрократические подвижки. В конце прошлой недели и.о. вице-премьер-министра Украины Александр Вилкул и замминистра транспорта РФ Олег Белозеров утвердили задание на проведение инженерных изысканий и разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства Керченского "моста". А в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины назвали стоимость и сроки постройки данного сооружения — четыре года и до трех миллиардов американских долларов.

13 лет спустя

Идея создания транспортного перехода через Керченский пролив периодически обсуждается властями обеих стран в течение последних 13 лет, но к более "конкретным действиям" Украина и Россия перешли только четыре года назад. Весной 2010-го главы обоих государств подписали соглашение о проектировании и строительстве моста Керчь-Кубань. В то время украинское и российское руководство отмечало, что мост будет готов к Олимпийским играм-2014 в Сочи. Исходя из последних договоренностей, строительство моста закончат не ранее чем к 2019-му.

Кроме сроков, менялась и стоимость проекта. Так, в 2010-м говорилось о $600-800 млн инвестиций, а в 2011-м — уже о $1,3-$1,6 млрд. После анализа четырех предложенных проектов был выбран так называемый "Северный" вариант строительства с конечными точками на мысах Фонарь и Малый Кут. Этот вариант характеризовался длиной моста через акваторию пролива в 10,3 км, с 24 км железнодорожных подходов и 49 км автомобильных. Его ориентировочная стоимость была определена в $1,5 млрд.

На этом выборе, впрочем, весь процесс остановился. Три года назад российский министр транспорта Игорь Левитин отмечал, что Украина и РФ в течение 1,5 лет планируют завершить изыскательные работы по мостовому переходу через Керченский пролив. Изыскания, однако, затянулись до декабря 2013 года, когда вновь был поднят вопрос разработки ТЭО. За $20 млн подготовить его должна российская сторона.

"Утвердили техническое задание для написания обоснования. Теперь год будет создаваться само ТЭО, а в его рамках будет проверен состав грунта и возможность установки опор", — сообщил Delo.UA в пятницу, 31 января, Сергей Милютин, пресс-секретарь Александра Вилкула. Согласно заявлению украинского МЭРТ, необходимые инвестиции в диапазоне от $1,5 до $3 млрд будут разделены между РФ и Украиной и должны окупиться за пять-десять лет.

Как у других

В рабочей межправительственной группе "по Керчи" говорят, что "разлет" стоимости обусловлен отсутствием точного представления о материалах, которые будут использоваться в проекте. "Цена связана с типом [конструкций]. Также еще предстоит решить, это будет мост или тоннель", — отметил в разговоре с журналистом Delo.UA источник в рабочей группе. "Если сравнивать стоимость с другими переходами, к примеру в РФ, можно отметить введение в эксплуатацию Русского моста длиной 1,8 км за $1 млрд, а также проект строительства моста через реку Лена длиной 3,2 км за $1,8 млрд", — указывает в свою очередь директор аналитического департамента ИК Pro-Consulting Александр Соколов.

Эксперт не исключает, что цена постройки Керченского перехода еще может быть существенно скорректирована после согласования всех документов. "На стоимость влияет ряд факторов, таких как геологические особенности местности и материалы, которые используются в строительстве", — констатирует Соколов. В этой связи можно вспомнить и другой аналогичный проект. Циасин-Шаосинский мост длиной в 10 км, открытый в прошлом году в Китае, обошелся Поднебесной в семь лет труда и $2,3 млрд. Это вполне укладывается в заявленную правительством "вилку инвестиций" по Керченскому транспортному переходу, но не согласуется по срокам строительства.

Потенциальные исполнители этого проекта правительственный оптимизм в его отношении пока не разделяют. В компании "Мостобуд" Владимира Продивуса, к примеру, Delo.UA сообщили, что от оценки реалистичности проекта воздержатся, поскольку в МЭРТ называют довольно широкие временные рамки окупаемости и стоимостную вилку. Еще одной причиной для сомнений в "Мостобуде" называют отсутствие утвержденного "техзадания". Того же мнения придерживаются в другой профильной компании — "Альткоме" Александра Тисленко. Здесь корреспонденту Delo.UA подчеркнули готовность принять участие в тендере, но от каких-либо комментариев воздержались "из-за отсутствия конкретики".

В этой истории присутствует еще один важный нюанс — источник финансирования. Официально этот вопрос в МЭРТ не прокомментировали. Но источники нашего издания в министерстве утверждают: как наиболее вероятный способ привлечения средств рассматривается не госбюджет, а частное инвестирование. Антон Усов, старший советник Европейского банка реконструкции и развития (эта организация кредитует в Украине многие инфраструктурные проекты), говорит, что банк готов рассмотреть участие в Керченском проекте, но при условии непосредственного обращения со стороны государства либо другого заинтересованного лица. При этом он подчеркивает, что из-за понижения кредитных рейтингов Украины мировыми агентствами"в ближайшее время привлечь инвестора для долгосрочного контракта с хорошими условиями будет чрезвычайно сложно из-за большого количества рисков".

Опять красивая декларация?

В прошлом украинские и российские чиновники неоднократно упирали на то, что постройка транспортного перехода у Керчи имеет "исключительно стратегическую важность для обеих стран". Не обошлось без этого и сейчас. "Этот важный инфраструктурный проект будет способствовать обеспечению и развитию надежного и стабильного круглогодичного транспортного сообщения. А для Украины […] просто необходимо использовать это преимущество", — цитируют в МЭРТ Валерия Мунтияна, правительственного уполномоченного по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ, ЕвразЭС и другими региональными объединениями.

Украинские портовики придерживаются иного мнения о пользе перехода Керчь-Кубань для грузопотоков региона. "Строительство Керченского "моста" является экономически нецелесообразным, к тому же переход в дальнейшем может мешать портовому делу. Это связано с тем, что планировалось проводить дноуглубление в керченской акватории для прохода судов с большой осадкой", — прокомментировал журналисту Delo.UA возможное влияние данного проекта на стивидорный бизнес один из участников на рынке портовой перевалки Украины. По его словам, ныне действующая Керченская паромная переправа вполне справляется с объемом перевозок через пролив. Наш источник также отметил, что к разработке проекта моста не привлекались портовики, а присутствовали лишь представители Мининфраструктуры.

На словах Керченский транспортный переход "строится" больше десяти лет. В отраслевой среде данный проект если и комментируют, то с усмешками — рынок попросту не верит в его реализацию. И чтобы доказать обратное, вряд ли кто-то в Кабмине инвестирует в этот "мост" собственные полтора миллиарда долларов…