НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Партнерство с сельскими громадами: сейчас и в перспективе — Светлана Мозговая, "Астарта"

Как разрабатывают стратегию КСО в агропромхолдинге "Астарта", почему в приоритете корпоративное партнерство и зачем бизнес вкладывает ресурсы в образовательные проекты
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Светлана Мозговая, директор департамента по развитию корпоративного партнерства агропромхолдинга "Астарта", о том, какие приоритетные направления выбрала компания в социальных проектах, какие новые цели в коммуникациях с общинами ставит и как их достигает

Светлана, расскажите, как создается в "Астарте" стратегия развития КСО, на каких существенных вопросах она базируется? Насколько стейкхолдеры, в частности, сельские общины вовлечены в разработку стратегии?

В последние годы КСО-деятельность велась в "Астарте" согласно пятилетней стратегии. Но, конечно, фактически проекты корпоративной социальной ответственности существовали в компании все 25 лет ее работы ("Астарта" отмечает четверть века в марте этого года). Для разработки новой стратегии мы в течении прошлого года собирались с громадами во всех регионах присутствия компании, чтобы определить совместные направления деятельности на будущее. На таких стратегических сессиях мы и выделили существенные вопросы, согласовали наши возможности и участие в социально-экономическом развитии сел.

На каких направлениях остановились? Появились ли новые, или решили развивать те, что уже были определены ранее?

Наши стратегические сессии подтвердили, что направления, в которых мы работали, были и есть актуальными как для компании, так и для стейкхолдеров.

Ведь в основу стратегии КСО положены ценности компании, которые выбраны и сформулированы давно. Если обобщить, то ключевой смысл всей нашей деятельности — работать на пользу общества. А это означает прозрачное трудоустройство, честные деловые практики, культура партнерства, социальные инвестиции, экологическая ответственность и бережное отношение к ресурсам).

Из года в год у нас значительный социально-экологический бюджет. И если говорить о социальных проектах, то приоритетные направления сотрудничества — образование, медицина, инфраструктура, развитие социальной активности предпринимательства.

Если об экологической составляющей — то это модернизация заводов, проекты по повышению ресурсоэффективности и автоматизации, водоочистки, мероприятия по сертификации. Все это в комплексе и есть залог партнерских отношений с громадой и с государством.

Так как вы занимаетесь социальным направлением, ваше видение его специфики в "Астарте"?

Наша цель — развитие корпоративного партнерства. И это абсолютно реальные действия, которые помогают громадам становиться сильнее.

Что должны сделать общины, чтобы партнерство состоялось и реализация проекта началась?

Задача общины — провести подготовительную работу: собрать и проанализировать информацию о своих селах, определить план действий, написать проектную документацию.  Со своей стороны, мы, прежде чем обсуждать проекты социального партнерства, составляем паспорта устойчивого развития сел.  То есть у каждого села, в котором "Астарта" работает, есть своего рода социальный портрет  -  кто проживает, с какими потребностями.

На встречах громад обсуждаем планы взаимодействия, определяем цепочку создания наших ценностей. И уже тогда определяем по приоритетам, что мы в этом году делаем. Общины понимают, что это и их вклад в улучшение качества жизни селян.

А сколько выделяется на проекты социального партнерства, и всегда ли одинаковая сумма для каждого села?

Около 100 гривен в среднем на один гектар, хотя может быть и больше, в зависимости от масштабов проекта и концентрации земель в обработке в конкретной местности.

Сколько у вас регионов и сел?

Регионов восемь: Хмельницкая область, Винницкая, Житомирская, Харьковская, Полтавская, Тернопольская и Черкасская (центральный офис в Киеве). Во всех есть агрофирмы. А сел — 316.

Кто присутствует на таких встречах?

Головы сельских ряд, депутаты, районная власть, представителей громады. От "Астарты" -   наши сотрудники.  И обязательно паевики -  те люди в селе, что доверили  компании в аренду земли и получают проценты от стоимости земельного участка. Это одни из наших важнейших стейкхолдеров. Потому на этих встречах не только обсуждаем, что будем делать в социальном плане, но и отчитываемся, как мы работаем с землей, какой техникой, какие суммы платим на социальное партнерство, какие вместе с громадой реализовывали проекты.

Сколько на социальные проекты было выделено в прошлом году и сколько запланировано на этот год?

В прошлом году  -  более 40 млн грн. и столько же на этот год.

Компания на 100% финансирует социальные проекты  в селах?

По большей части, да.  Но, если, например, речь идет о ремонте дороги, то стараемся вовлечь и других предпринимателей, ведущих бизнес на этой территории. А задача громады — провести переговоры с "Автодором", чтоб те участвовали в ремонте. Мы говорим, что готовы заплатить 70%, но вы должны вот это, вот это и вот это организовать. Например, у нас был проект по созданию парка отдыха в селе Корыстова Волочисского района Хмельницкой области. Мы предоставили строительные и посадочные материалы, а громада провела работы по расчистке территории и пруда, посадке деревьев.

Какие направления актуальны для всех регионов, и есть ли специфические проблемы для отдельных регионов?

Есть общее понимание, что медицина — важное направление, но по регионам реализуются разные проекты. Например, в Хмельницкой области в одной из громад по паспорту сел было видно, что очень большой процент заболеваний сахарным диабетом, потому там был начат проект "Стоп диабет" — для сельских ФАПов закуплили глюкометры и ленты  медоборудования для измерения сахара. В другие  села, где по статистике много сердечных заболеваний, закупили 24 кардиографа.

На Полтавщине, например, очень активные учителя, и там на первое место выходят образовательные проекты.

Какие образовательные проекты считаете наиболее перспективными, ведущими к системным изменениям?

Один из таких проектов -  внедрение метода гуманной педагогики. Мы даем учителям методологическую помощь, организуем для них поездки к Шалве Александровичу Амонашвили — автору оригинальной концепции гуманной педагогики. В свое время он, по сути, объединил девять педагогов-гуманистов, из которых четыре — украинцы, так что этот метод -  наш, родной, там много идей Макаренко и Сухомлинского.

Много учителей ездили к Амонашвили?

Всего у нас в этом проекте 300 учителей, и все они были на обучении у Амонашвили.

Фото предоставлено агропромхолдингом "Астарта"

Согласно методу гуманной педагогики, успешность ребенка измеряется не в оценках (оценки — это вторично). Главным критерием успеха являются не только знания, а личность ребенка, развивающаяся без страха, в условиях свободы. Это переход от авторитарной педагогики Советского Союза. Это сейчас очень важно в процессе реформы образования.

Учителя на встречах говорят, что чувствуют кризис в образовании, что уже невозможно обучать старыми методами. Метод гуманной педагогики -  про партнерство учителя и ребенка. Это создание условий, когда ребенок максимально раскрывает свои способности и ему хочется ходить в школу. Это вопрос системы ценностей.

Кроме встреч с Амонашвили, как помогаете учителям овладеть методикой? Кто им показывает конкретный инструментарий, который они могут использовать на своих уроках?

У нас есть кураторы, которые владеют этой методологией. Раз в неделю или в две недели они проводят для учителей обучение, а потом проводятся открытые уроки.

Как давно проходит проект и много в нем участвуют школ?

Третий год. В 2016 году в проекте участвовало 8 школ из Полтавской и Хмельницкой областей, в 2017-ом подключились еще 10. Сейчас — уже 19 школ. Мы никого не заставляем, берем тех, кто хочет. Тем более, что общины понимают, что в этом есть их интерес.  

Фото предоставлено агропромхолдингом "Астарта"

Работаете только с учителями или и с родителями и детьми тоже?

Проводим родительские собрания в том числе и для своих сотрудников-родителей.

Для работы с детьми привлекаем Украинскую академию лидерства, которая занимается подготовкой молодой украинской элиты и чей полтавский центр "Астарта" финансово поддерживает.

Студенты проводят для детей лидерские тренинги, активности, развивающие внутреннюю ценностную систему. Например, был проект по возрождению городского Хорольського парка.  Ребятам надо было привлечь финансирование от бизнеса, вовлечь громаду, спланировать работу волонтеров.

В этом году "Астарта" финансировала  поездку  студентов Академии лидерства на две недели в Израиль. Они работали там фермерами и, кроме того, что заработали денег для своей академии, получили предпринимательский опыт -  увидели, что и на песке можно "вырастить" успешный бизнес. Так мы помогаем становлению молодых людей, которые будут готовы проводить реформы, быть агентами изменений в Украине. Академия лидерства делает это профессионально, поэтому мы готовы поддерживать.

Сейчас актуальная тема -  обучение школьников азам профессий, которые будут востребованы в будущем. Занимаетесь этим?

В прошлом году стартовал новый проект по IT-образованию в сельской местности. На обсуждениях с громадами говорилось о том, что без IT-знаний молодым людям будет сложно найти работу.

Запустили три пилотных локации -  учим основам программирования детей. А взрослых учим просто пользоваться компьютером, искать необходимую информацию и проч.

В проекте обучения программированию взаимодействуют три компании. "Астарта", "Миратех" и фонд BrainBasket. BrainBasket адаптировал для Украины британскую программу для детей и отпилотировал ее в больших городах, где ставили в библиотеках б\у компьютеры IT-компаний. Эту же программу мы сейчас организуем в селах -  в школах, сельсоветах. Фонд Brainnbasket разработал для нашего совместного проекта и программу для взрослых."Миратех" помогает техникой и технической поддержкой IT-классов.

Фото: предоставлено агропромхолдингом "Астарта"

А  увлечь молодежь профессиями в аграрной сфере пытаетесь?

Конечно. В октябре 2016 года начался проект "Твоя профессия в агро". Это совместный проект с Центром "Развитие КСО" и еще четырьмя аграрными компаниями — Monsanto, Syngenta, HarvEast, Сварог Вест Групп.

Мы разработали методички по агропрофессиям и помогли подготовить учителей, чтобы они вместе с детьми обсуждали возможности карьерного развития в аграрной отрасли. Для нас важно, чтобы дети понимали: аграрная сфера — это не что-то старомодное. Наоборот, здесь много инноваций, возможностей, эта сфера является одной из передовых в Украине. Ты хочешь быть финансистом? — в агросфере нужны финансисты. Хочешь быть IT-специалистом? — можешь быть им в АПК.

Мы это делаем в целом для отрасли — это глобальный проект про выбор профессии. В этом году будем проводить экскурсии для школьников на предприятия, встречи с топ-менеджментом.

Что для вас является показателям эффективности и результативности социальных проектов? Как измеряете их успешность?

В гуманной педагогике мы проводим анкетирование и родителей, и учителей. "Твоя професия в агро" тоже будет измеряться через анкетирование.

А есть уникальные результаты, что-то необычное?

Есть школа в селе Ждановка Винницкой области, которая зарабатывает на сборе и сортировке мусора благодаря проекту "Чисте довкілля", используя опыт "Украина без сміття".

Все началось с того, что провели обучения по по сортировке мусора для школьников в регионах и для сотрудников компании в Киеве.

После обучения поддержали инициативу школы в Ждановке: помогли закупить бачки для раздельного сбора мусора, подготовили информационные буклеты. Этот проект начинался весной, а к концу года школа уже начала реально зарабатывать на сдаче отходов. Все сортируют и сдают: пластик, бумагу и прочее.

Фото: предоставлено агропромхолдингом "Астарта"

С кем легче всего делать партнерские проекты, а кто сопротивляется?

Люди с предпринимательским мышлением (к сожалению, их очень немного) понимают, когда видят реальные истории успеха, что благодаря этому громада может жить лучше.

Легче всего с теми, кто не собирается никуда уезжать — это большей частью сельская интеллигенция, люди с образованием — медики, учителя. Среди них очень много агентов изменений. Вместе с тем, внедряя проекты, направленные на долгосрочное развитие, мы учитываем интересы всех. Очень ценим сотрудничество с прогрессивными органами местной власти и содействуем тем, кто только присоединился к плану развития территорий.

Для того, чтобы эффективно работать с громадами, сотрудники компании (заместители генеральных директоров по социальной работе или социальные работники в агрофирмах)  проходят полугодичную программу "Работа с громадою. Розвиток громади" в Киево-Могилянской школе социальной работы (школа Полтавца).

Как вы выбираете между срочной помощью, которая постоянно требуется сельским школам, больницам, детсадам, и долгосрочными проектами, результат которых можно оценить через какое-то время?

Действительно, мы все эти годы беремся за самые разные работы: ремонтируем объекты, возим детей в школы, оплачиваем питание, чистим снег, чиним водопроводы, проводим газ — у нас огромная часть бюджета уходит на то, чего на самом деле не видно. Мы бы хотели делать проекты, которые направлены на развитие общества. Но если в окна дует, и дети в классе сидят в куртках, то какая уж тут гуманная педагогика. Сначала надо помочь заменить окна. Но в этом тоже есть опасность, потому что громады привыкают к такой помощи и часто относятся к этому, как к должному. Потому наша задача — изменить ситуацию: уйти от латания дыр, научить громады брать на себя ответственность за базовые вещи, показать инструменты для развития и возможности, ведь у нас, у бизнеса, больше информации про то, как можно это делать.

Поэтому у нас в приоритете — образование. Мы понимаем, что через развитие как детей, так и взрослых, люди могут меняться. Они нам доверяют землю — мы им помогаем развиваться. И верим в то, что такие партнерские отношения взаимовыгодны.

Мы анализировали, сколько наших налогов возвращается в сельский совет, а сколько в объединенные громады. В среднем в громады  -  на 30-40% больше. Поэтому у жителей есть право осознанного выбора для принятия решений о своем дальнейшем развитии в объединенной громаде или отдельно. Мы с уважением относимся к их решению. И в партнерстве сможем развивать территории и людей для общего успеха.