Первые массовые навигаторы для ГЛОНАСС появятся лишь в 2011 году

Российские отраслевые специалисты прогнозируют, что массовый потребитель увидит по-настоящему интересные и главное конкурентные ГЛОНАСС-продукты с конца 2010 - начала 2011 года

 Тогда же цены на оборудование ГЛОНАСС и GPS примерно сравняются. На данный же момент на рынке нет чипов, позволяющих использовать их в приложениях, связанных с персональной навигацией - коммуникаторы, навигаторы и т.п. ГЛОНАСС лучше всего подходит для использования на рынке fleet-management, где программное обеспечение не зависит от типа приемников.

По оценке Алексея Смятских, коммерческого директора компании "M2M Телематика", сейчас разница в цене на ГЛОНАСС и GPS составляет примерно 30-40%, но разрыв сокращается. Кроме того, он прогнозирует, что в ближайшие годы многие профессиональные пользователи будут использовать преимущественно двухсистемные приемники ГЛОНАСС/GPS.

"Навигационно-связное оборудование на базе ГЛОНАСС уже с 2008 года активно применяется на общественном транспорте. Стоимость оснащения сильно зависит от комплекта бортового оборудования: кроме собственно навигационного оборудования могут устанавливаться комплект громкой связи водитель-диспетчер, дисплей, автоинформатор, видеокамера, датчик подсчета пассажиропотока и т.д. Если комплект оборудования соответствует рекомендациям Минтранса РФ, его стоимость находится в пределах 20-27 тыс. рублей", - говорит Смятских.

Кроме того, он отметил, что в рамках проекта ЭРА ГЛОНАСС планируется оснастить навигационным оборудованием на базе ГЛОНАСС 100% транспортных средств в РФ, а это более 40 млн. автомобилей.

По мнению Игоря Хереша, директора по развитию ГК "Эшелон Геолайф", использование двух стандартов, а не противопоставление их друг другу - это возможность получить высокую точность и надёжность определения координат, по сути, с двойным резервированием. И это всего лишь за счет удорожания на 30%, а в перспективе - и совсем без удорожания. ГЛОНАСС - это шанс на развитие отечественного производства электроники и мобильных устройств со встроенной навигацией. А ещё - возможность оптимизации работы транспортных организаций с государственным участием, которую могло сдерживать"иноземное" происхождение системы позиционирования.

В целом, многие эксперты сходятся во мнении, что спрос на рынке спутниковой навигации в России только формируется, однако с развитием спроса будут расти и требования к навигационным системам. "Изначально был спрос просто на мониторинг местоположения ТС, но с каждым годом системы становятся все сложнее и интеллектуальнее. На данный момент автомобиль буквально опутывается системой интеллектуальных датчиков, позволяющих контролировать практически все параметры состоянии автомобиля в режиме реального времени", - говорит исполнительный директор компании "Русские навигационные технологии" Иван Нечаев.

Также специалисты говорят о сложностях, связанных с расчетом экономической эффективности от использования ГЛОНАСС. На сегодня все спутниковые системы навигации (как работающие, так и проектируемые), работают только при поддержке государственного финансирования. "Выгоды от ее (ГЛОНАСС) использования состоят в улучшении инфраструктуры и развитии эффективности в управлении парком транспортных средств", - уверен Тибор Бокор, аналитик ФК "Открытие".

Он также отметил, что у ГЛОНАСС есть определенные перспективы на международном рынке. "Европейский рынок развивается на базе систем GPS и мы не ожидаем, что система Галилео будет запущена в ближайшее время, что с точки зрения конкурентоспособности системы ГЛОНАСС открывает большие перспективы. В настоящее время в мире существуют только две коммерчески доступные навигационные системы - GPS и ГЛОНАСС", - говорит Бокор.