- Дата публикации
Почему цифровизация судебной системы поможет нам всем
На самом деле ничего фантастического в этом нет — цифровизация уже коснулась судебной системы, всегда отличавшейся консервативностью и зарегулированностью. Украина в этом плане не отстает, хотя на практике запущенные в стране электронные судебные инструменты пока еще не работают так, как было задумано.
Возьмем, например, электронные доказательства. Согласно процессуальным кодексам, их можно представить в суд в оригинале, в электронной копии с ЭЦП или в удостоверенной бумажной копии. Все бы хорошо, но в законе "Об электронных документах и электронном документообороте" указано, что оригиналом электронного документа является цифровой экземпляр документа с обязательными реквизитами, в том числе с электронной цифровой подписью автора.
Налицо юридическая коллизия: буквальное толкование положений закона означает, что электронные документы без ЭЦП не будут считаться аутентичными, что не совпадает с позицией процессуальных кодексов.
Цифровым инструментом повышения эффективности украинского правосудия призвана стать Единая судебная информационно-телекоммуникационная система (ЕСИТС), которая должна предоставить возможность дистанционной коммуникации между судом и участниками судебного процесса. Сейчас она включает такие модули: "Официальный электронный адрес", веб-портал "Судебная власть Украины", "Единый государственный реестр судебных решений" и подсистему "Электронный суд".
С 1 января 2019 года суды должны принимать поданные электронные документы как оригиналы, а электронные копии бумажных документов — как заверенные копии оригиналов документов.
Полноценный запуск ЕСИТС планировали 15 марта 2019 года, но этого не произошло, система до сих пор работает в тестовом режиме. 7 ноября 2019 года вышла новая редакция концепции построения ЕСИТС, из которой следует, что полноценный запуск ЕСИТС раньше 2023-го можно не ожидать.
Тестовый режим работы ЕСИТС порождает казусы. Нередко суды отказываются рассматривать документы, поданные через "Электронный суд", мотивируя это переходными положениями процессуальных кодексов: мол, до официального запуска ЕСИТС судопроизводство осуществляется по старинке — в бумажном виде.
Отсрочка запуска ЕСИТС обнажила еще одну проблему: кодексы предусматривают, что электронные доказательства можно подавать в суд исключительно через ЕСИТС. В марте 2019 года Верховный Суд отметил, что принятие электронных доказательств, скрепленных ЭЦП, без собственноручной подписи лица невозможно из-за отсутствия рабочей ЕСИТС.
Тем не менее, в нашей практике уже был целый ряд дел, в которых мы успешно использовали электронные доказательства. Сегодня все больше доказательств находится в интернете. Чтобы зафиксировать содержание определенной веб-страницы, мы заказываем специализированную экспертизу, которая доказывает, что в определенный момент времени веб-страница действительно содержала интересующую нас информацию. Кроме того, мы как адвокаты имеем право составить протокол осмотра веб-страницы, что также будет надлежащим доказательством в суде.
При этом в нашей практике мы воздерживаемся от использования неполнофункциональной версии ЕСИТС, поскольку не можем рисковать делами наших клиентов.
Используя нашу внутреннюю электронную систему, мы автоматизируем подготовку стандартных процессуальных документов. Благодаря этому юристы не тратят время и ресурсы на подготовку типичных и несложных ходатайств и заявлений, а концентрируются исключительно на формировании правовой позиции.
В некоторых развитых странах на определенных этапах судопроизводства уже применяют искусственный интеллект. Например, в США суды используют его для вынесения приговоров, выбора меры пресечения и принятия решения о смягчении наказания. В Китае запущен первый в мире онлайн-центр, к работе которого привлечен виртуальный судья. А в Европе в 2018 году приняли первую Европейскую хартию об этических положениях применения искусственного интеллекта в судебных системах. Она основывается на пяти принципах: соблюдение основных прав и свобод, отсутствие дискриминации, качество и безопасность, прозрачность алгоритмов и контроль со стороны пользователя.