Как оживить провинциальный аэропорт

Малоизвестная авиакомпания за неполный месяц начала полеты в четыре аэропорта Украины, один из которых простаивал 10 лет. Delo.UA разбиралось, как ей это удалось и какие перспективы у региональных аэпропортов

Киев (Жуляны), Одесса, Кривой Рог и Ривне — в этих городах заметно оживились авиаперевозки. Из ривненского аэропорта совершен первый за 10 лет вылет пассажирского самолета. Кто и почему решил летать из регионов?

Что-то не так с Одессой?

Вчера авиакомпания Bravo Airways совершила первый рейсовый полет по маршруту Киев — Одесса — Киев. Вместе с ней на юг Украины отправился журналист Delo.UA, чтобы выяснить перспективы развития региональных аэропортов.

То, что их перспективы не слишком радужны, стало понятно после вступления главы ОГА Одесской области Михэила Саакашвили. Он посетовал, что из-за плохого состояния ВПП одесский аэропорт может остановиться. Правда тут же добавил, что когда он возглавил область, пассажиропоток составлял около 800 тыс., а по итогам 2016 г. показатель должен вырасти до 2 млн чел.

Максимальное количество пассажиров, которое обслуживал аэропорт "Одесса" — чуть больше 1 млн человек в 2013 году. В 2014 году произошло падение на 19,2% — до 864 тыс. пассажиров. В 2015 году аэропорт обслужил 949 тыс. человек.

Чтобы прогноз Саакашвили сбылся, пассажиропоток должен удвоиться. Сделать это с имеющимся старым терминалом, незаконченным новым терминалом и далеко не идеальной взлетно-посадочной полосой (ВПП) — очень сложно.

ФОТО: Взлетно-посадочная полоса МА "Одесса"

Из-за плачевного состояния полосы Одесса не может принимать большие воздушные суда и никак не станет хабом для лоукостеров.

Директор аэропорта "Одесса" Виталий Портянко признает, что авиакомпании будут более активно интересоваться его объектом только с новым терминалом и ВПП, соответствующей требованиям авиакомпаний.

Терминал международного аэропорта "Одесса"

Для этого нужно привлечь деньги — инвесторские или частные. Портянко хотел бы увидеть государственно-частное партнерство. Губернатор Саакашвили тем временем сетует, что хотя в Киеве деньги есть, одесский аэропорт может остановиться.

"Что-то задвигалось, сейчас увидят, что это большое направление. В Одессу летают несколько авиакомпаний, хотя билеты и не такие дешевые, как я бы хотел. Но когда в Одессе будет новый терминал и новая полоса, будет летать и WizzAir, и Ryanair", — оптимистично говорил глава Одесской ОГА.

Кто же решил бросить вызов крупным игрокам авиарынка на маршруте Киев — Одесса — Киев? Это небольшая чартерная авиакомпания Bravo Airways, у которой всего четыре борта — два McDonnell Douglas (MD-82/83) и два Boeing 737. Именно в 2016 год она переживает период бурного роста. Буквально за месяц зашла в аэропорты Кривого Рога, Ривного и Одессы, причем одесское направление — единственное регулярное.

"Мы хотим развивать внутренние рейсы. Одесса — наша первая ласточка. Надеемся, что аэропорт "Львов" станет вторым. Но пока нужно посмотреть, как работать на таком рынке", — рассказал гендиректор АК Bravo Виктор Телегин.

Как призвать в провинциальный аэропорт перевозчика

В середине апреля министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян сказал, что разработанная программа развития аэропортов Украины объединила 17 объектов. Два из них обжили благодаря Bravo Airways.

Почему новичок начал летать в достаточно экзотические Кривой Рог и Ривне?

Криворожский аэропорт находится в чистом поле возле села Лозоватка — в 20 км от Кривого Рога. До 2012 года отсюда самолеты отправлялись в Алматы, Люксембург, Лондон, Ниццу, Александрию, Камерун, Судан. Затем из направлений остались Киев и Москва. С запретом полетов в РФ остался только Киев, да и тот изредка. В апреле 2016 года "Днепроблэнерго" грозил отключить предприятие за долги, а депутаты местного горсовета ставили вопрос ребром — зачем городу "нелетающий" аэропорт.

С 9 июля в расписании Кривого Рога появился чартер в Турцию. А из аэропорта "Ривне" 10 июля 2016 года был выполнен первый за 10 лет рейс. На отдых в Анталию отправились 150 пассажиров.

Первый за 10 лет рейс в ривненском аэропорту

За восстановление этих аэропортов взялись благодаря турфирмам и местным властям. Как рассказывает Телегин, чтобы конкурировать с другими туроператорами и занять региональные рынки, криворожские и ривненские фирмы решили отправлять своих клиентов чартерами из местных аэропортов.

"Мы проверили полосу, аэропорт, посмотрели по топливу, — рассказал Телегин. — Аэропорт говорит — мы эти вопросы решим. И аэропорт "Кривой Рог", и аэропорт "Ривне" очень сильно были заинтересованы, чтобы выполнялись полеты. Они взяли на себя подготовку терминала, подготовку обслуживания самолетов, предоставили скидку на обслуживание. Мы посчитали, что самолеты технически безопасно там использовать".

Сейчас ривненский аэропорт проводит активную разъяснительную работу о том, что выгоднее и быстрее отправляться на отдых из родного города, чем вылетать из Киева или Львова.

Именно скидки и заинтересованность в привлечении даже маленькой авиакомпании — то, что положительно отличает провинциальные аэропорты от столичного "Борисполя".

"Расходная часть там выше, чем в Киеве, но для пассажира это удобно, а для нас — не нужно конкурировать в Киеве", — объясняет Телегин.

Глава ассоциации предприятий авиационной отрасли Украины Николай Марченко также сетует, что в главном аэропорту страны процветают дискриминация и монополизация. По его словам, это одна из причин, почему для рейсов Киев — Одесса Bravo выбрала Жуляны.

"Каждый международный пассажир МАУ приносит аэропорту "Борисполь" 405 грн. Компании, которые входят в ассоциацию, и международные компании платят аэропорту "Борисполь" более 800 грн, — так, по словам Марченко, проявляется дискриминация. — Аэропорт "Борисполь" предоставляет скидки МАУ, нам — не предоставляет".

Маленькие аэропорты, готовые идти на уступки, чтобы привлечь авиакомпании, подают пример большим. Но чартеры, которые летают из Кривого Рога и Ривного, не столь требовательны к постоянному пассажиропотоку.

А вот как долго продлится сотрудничество "Одессы" с Bravo пока не ясно. Ведь сейчас рейсы Киев — Одесса также выполняют "Мотор-Сич" и МАУ. С окончанием курортного сезона компания-новичок будет решать: стоит ли сохранять ежедневное сообщение с Киевом? Ведь для рентабельной работы трех перевозчиков с осени по весну может элементарно не хватить пассажиров.