НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Почему открытые аукционы "Укрзализныци" выгодны государству

Заместитель руководителя онлайн-площадки SmartTender.biz Сергей Сагун рассказал, чего ожидать от продажи и аренды профильных активов "Укрзализныци"

В "Укрзализныце" заявили о планах выйти на открытые аукционы по продаже непрофильного имущества. В ноябре 2017 года правительство Украины утвердило Порядок распоряжения имуществом ПАО "Укрзализныця". Согласно документу, для продажи, аренды и списания имущества компании будет использоваться система ProZorro.Продажи.

По предварительным оценкам специалистов ПАО ожидается, что в течение 2018—2019 гг. "Укрзализныця" выручит от списания и продажи избыточного имущества, в том числе 10 тыс. непригодных к использованию товарных вагонов, 2 млрд грн. Кроме списания, продажи и аренды имущества, "Укрзализныця" планирует провести пробную "продажу" аренды 5—10% товарных вагонов. Таким образом, компания определит реальную рыночную цену на эту услугу.

В ж/д ведомстве также сообщили, что первым делом через ProZorro.Продажи будут реализовываться списанные вагоны. Следующий этап — это предоставление в аренду вокзальных и других площадей. К слову, по данным самого ж/д монополиста, от предоставления имущества в аренду УЗ получало около 100 млн грн, но благодаря более прозрачным процедурам планируется увеличить поступления в разы. Кроме того, в планах УЗ получить дополнительные средства от реализации металлолома и вторичного сырья — отработанного технического масла, резины и т. д.

Нивелировать риски

Рыночный уровень спроса на покупку и аренду некоторых объектов пока неизвестен. Соответственно, трудно оценить и потенциальный доход компании от тех или иных активов. Так, одним из объектов аренды будут торговые площади на территории вокзалов. Имущество компании рассредоточено по всей территории Украины. Если на торговые площади на городских вокзалах можно ожидать высокий уровень спроса, то на аналогичные активы в сельской местности с низким пассажиропотоком много арендаторов может и не найтись. Поэтому есть вероятность, что компания может столкнуться с риском недооценки объектов аренды из-за географического фактора.

Что касается активов, таких как металлолом или отработанное техническое масло, то практика других компаний показывает, что проблем здесь быть не должно. Ведь этот рынок не нов: цена и спрос предварительно известны, все подобные лоты, выставленные в системе ProZorro.Продажи другими государственными предприятиями, эффективно реализованы.

Читайте также:   Как "Укрзализныця" будет распродавать свое имущество

Наибольшие же ожидания от лотов по аренде вагонов. Во-первых, это новый пилотный проект, и есть возможность определить рыночную стоимость аренды товарных вагонов на открытых аукционах. Во-вторых, есть шанс сделать процедуру распределения вагонов между заказчиками более прозрачной. Например, тариф на перевозку полувагоном ПАО "Укрзализныця" в прошлом году составил 83—85 грн, в то время как рыночная цена может достигать 700—800 грн. Учитывая, что сейчас вагонов всем желающим не хватает, то спрос достаточно велик. Есть все основания полагать, что стоимость аренды вагонов будет рыночной, их распределение станет более прозрачным, а значит, — увеличится прибыль железнодорожников.

Продажа "одним лотом"

Стоит ли эти активы определить в одну структуру и продать "одним лотом"? Пока однозначно сложно ответить на этот вопрос. Здесь надо руководствоваться целесообразностью.

Если это, например, металлолом одного типа, и он территориально не находится в различных частях страны, то продавать одним лотом, а не десятком отдельных, — целесообразно. Но если металлолома достаточно много, а начальная стоимость таких активов оценивается в десятки миллионов гривен, то, объединив их в один лот, можно снизить интерес большинства участников. А чем больше объем активов, тем меньше потенциальных участников могут позволить себе это все приобрести — следовательно, останутся только крупные игроки, а таких немного. Таким образом, в этом случае "опт" может снизить общую цену активов за счет уменьшения конкуренции, а это невыгодно предприятию.

От дня — до года

Также пока сложно сказать, сколько времени может занять распродажа непрофильных активов. Все зависит от того, что именно будет выставлено на продажу, и насколько верно рассчитана ожидаемая стоимость. Если объект будет выставлен с завышенной стоимостью, то ожидать его продажи не стоит.