- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Агро
- Дата публикации
Почему отмена лицензии на продажу вина не обрадовала виноделов
На фоне всеобщей радости по поводу отмены лицензии стоимостью 500 тыс. грн на оптовую торговлю вином и медовыми напитками, которые произведены из сырья собственного производства (не приобретенного), умалчивается ряд серьезных рисков, которые несет принятый закон.
О вине
Принятый Верховной Радой закон не учитывает тот факт, что рынок виноделия Украины разделен на виноградарство и производство виноматериалов, с одной стороны, и производство вина с другой. Поэтому практически все производители вина в Украине юридически и структурно разделяют процессы на производство сельскохозяйственной продукции (виноград и виноматериалы) и производство алкоголя (вино). Такое разделение, в частности, позволяет виноградарским хозяйствам воспользоваться упрощенной системой налогообложения.
Согласно принятым изменениям, освобождены от уплаты 500 тыс. грн и получения лицензии на оптовую торговлю только те предприятия, которые имеют мощности по переработке винограда и, в соответствии с новым законом, могут закупать виноград у других хозяйств, но не имеют права приобрести уже готовый виноматериал.
Таким образом, учитывая существующее разделение, предприятие (в структуре которого есть и вторичное, и первичное винопроизводство) должно будет выбирать: или воспользоваться правом не платить за лицензию, но при этом ему необходимо объединить два технологических процесса в один и работать по общей системе налогообложения как производитель алкоголя, или оставаться на упрощенной системе, но платить 500 тыс. грн за лицензию на оптовую торговлю.
По последним данным Министерства агарной политики и продовольствия, в Украине работает около 50 предприятий смешанного типа, которые имеют площадки и по переработке винограда, и для производства вина, и более 60 предприятий первичного виноделия, которые владеют виноградниками и перерабатывают виноград (производят виноматериал).
Что касается малых виноделен, которые выращивают виноград и производят вино в микрообъемах, то для них отмена лицензии является значительным фактором, но далеко не первостепенным. Они в большей степени сетуют на сложный и зарегулированный процесс получения лицензии на производство и розлив продукции.
Таким образом, возникает вопрос: принесет ли этот закон такое желанное упрощение для всей отрасли? Ответ однозначный — нет! Документ является очередным актом популизма.
На наш взгляд, единственно справедливым, экономически и административно целесообразным было бы решение об отмене лицензии для всех производителей винодельческой продукции, собственно, как это было до 2004 года.
О медовых напитках
Вред от принятого закона очевиден, поскольку отменяет лицензию на оптовую торговлю и для производителей медовых напитков.
Фактически закон дает зеленый свет наполнению рынка фальсифицированным алкоголем — так называемыми "медовыми напитками", производители которых освобождаются от уплаты 500 тыс. грн согласно принятым нормам.
Почему мы говорим о фальсификате? В Украине отсутствует какое-либо четкое регулирование производства данного напитка, нет ни одного закона, касающегося "медовых напитков". В отличие от винодельческой продукции, производство которой регламентируется профильным Законом о "О винограде и виноградном вине".
Далее, аналогичная ситуация с возможностью тестирования продукта на натуральность. В основе меда лежит в среднем 82% сахаров различного происхождения, 17% воды и 1% разного рода белков, витаминов, микроэлементов. Отсутствие методов проведения анализа дает возможность любому производителю алкоголя создавать условно "медовые" напитки из сахара, воды и пищевых добавок, и при этом еще и не оплачивать оптовую лицензию. По сути, этот закон открывает "ящик Пандоры".
Прогнозы неутешительны — развитие гаражного производства "медовых напитков" и наполнение рынка фальсифицированным алкоголем.