- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Почему отсутствие соглашения об "открытом небе" не мешает приходу иностранных авиакомпаний
Еврокомиссия очень заинтересована в подписании Соглашения об открытом авиационном пространстве между Украиной и ЕС (САП). Еврокомиссар по транспорту Виолета Бульц еще в сентябре 2015 года говорила, что она очень хочет приехать в Киев для того, чтобы подписать САП. Это главное задание госпожи Бульц в отношениях с Украиной на время ее каденции.
Также, когда я работала в Мининфраструктуры, мы обращались ко всем странам-членам ЕС с запросами относительно либерализации авиаперевозок в двустороннем формате. По результатам такой работы мы либерализировали перевозки со странами Балтии, Польшей, Кипром, Болгарией. Франция отказала, сославшись на вопросы безопасности (речь идет о ситуации на востоке страны — Delo.UA).
Но наша страна не может подписать такое соглашение, пока не будет решен вопрос с территориальной принадлежностью аэропорта в Гибралтаре. Решение этого вопроса может затянуться. Для получения мандата на подписание Еврокомиссии нужно согласие всех стран-членов.
[В 2006 году в Кордобе (Испания) Лондон, Мадрид и правительство Гибралтара договорились, что Испания прекратит искать поводы для исключения аэропорта Гибралтара из авиационных правил ЕС. Но незадолго до парафирования украинского соглашения в Испании к власти пришла правоцентристская Народная партия, которая отвергла прежние договоренности с Великобританией о Гибралтаре. — Delo.UA]
Но данная ситуация не означает, что Украина не сможет открывать небо для иностранных перевозчиков. Мы можем договариваться с каждой страной в отдельности. Двусторонними соглашениями об авиаперевозках предусмотрено, что их условия (частота рейсов, количество назначенных перевозчиков (или все), пункты (аэропорты)) могут согласовываться на уровне авиационных властей стран и потом закрепляться протоколами к соглашениям. Или путем внесения изменений в соглашения (процесс требует ратификации, в прошлом году ратифицировали такие изменения с Польшей, Грецией и Кипром, но переговоры велись давно).
Однако этот процесс должен быть двусторонним. Лоббировать вопрос с украинской стороны должна Госавиаслужба, со стороны стран ЕС — авиационные власти.
Основная идея САП — единое для всех стран-участниц авиационное законодательство, единые нормы авиа-безопасности. Также соглашением предусмотрена постепенная либерализация авиаперевозок между странами, установление единых условий для функционирования рынка авиационных услуг.
Именно поэтому переговоры по САПу заняли у нас не год (как в Грузии или Молдове), а почти пять лет. В Украине свое производство авиационной техники, учебные заведения, уровень подготовки в которых пилотов и других специалистов отрасли признан практически во всем мире. У нас были и есть национальные перевозчики, которые обеспечивают тысячам украинских специалистов рабочие места. Дюжина аэропортов, которые могут принимать международные рейсы.
Мы сейчас не говорим о слепом лоббировании. Мы говорим о создании условий на украинском рынке авиа-перевозок. Единых и "удобных" как для национальных, так и для перевозчиков других стран. Здоровая конкуренция заставит наших "подтянуть" уровень сервиса, выровнять цены и, в конце концов, создать для украинских пассажиров оптимальные условия для путешествий.