НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Почему отсутствие соглашения об "открытом небе" не мешает приходу иностранных авиакомпаний

Неурегулированный статус аэропорта в Гибралтаре приостановил подписание Соглашения об открытом авиационном пространстве между Украиной и ЕС. Но альтернатива есть

Еврокомиссия очень заинтересована в подписании Соглашения об открытом авиационном пространстве между Украиной и ЕС (САП). Еврокомиссар по транспорту Виолета Бульц еще в сентябре 2015 года говорила, что она очень хочет приехать в Киев для того, чтобы подписать САП. Это главное задание госпожи Бульц в отношениях с Украиной на время ее каденции.

Также, когда я работала в Мининфраструктуры, мы обращались ко всем странам-членам ЕС с запросами относительно либерализации авиаперевозок в двустороннем формате. По результатам такой работы мы либерализировали перевозки со странами Балтии, Польшей, Кипром, Болгарией. Франция отказала, сославшись на вопросы безопасности (речь идет о ситуации на востоке страны — Delo.UA).

Большинство стран сообщили нам, что их перевозчики хотят работать в Украине, однако авиационные власти ждут САП.

Но наша страна не может подписать такое соглашение, пока не будет решен вопрос с территориальной принадлежностью аэропорта в Гибралтаре. Решение этого вопроса может затянуться. Для получения мандата на подписание Еврокомиссии нужно согласие всех стран-членов.

[В 2006 году в Кордобе (Испания) Лондон, Мадрид и правительство Гибралтара договорились, что Испания прекратит искать поводы для исключения аэропорта Гибралтара из авиационных правил ЕС. Но незадолго до парафирования украинского соглашения в Испании к власти пришла правоцентристская Народная партия, которая отвергла прежние договоренности с Великобританией о Гибралтаре. — Delo.UA]

Но данная ситуация не означает, что Украина не сможет открывать небо для иностранных перевозчиков. Мы можем договариваться с каждой страной в отдельности. Двусторонними соглашениями об авиаперевозках предусмотрено, что их условия (частота рейсов, количество назначенных перевозчиков (или все), пункты (аэропорты)) могут согласовываться на уровне авиационных властей стран и потом закрепляться протоколами к соглашениям. Или путем внесения изменений в соглашения (процесс требует ратификации, в прошлом году ратифицировали такие изменения с Польшей, Грецией и Кипром, но переговоры велись давно).

Однако этот процесс должен быть двусторонним. Лоббировать вопрос с украинской стороны должна Госавиаслужба, со стороны стран ЕС — авиационные власти.

Основная идея САП — единое для всех стран-участниц авиационное законодательство, единые нормы авиа-безопасности. Также соглашением предусмотрена постепенная либерализация авиаперевозок между странами, установление единых условий для функционирования рынка авиационных услуг.

Однако Украине нужно понимать, что нам такие решения дадут.

Именно поэтому переговоры по САПу заняли у нас не год (как в Грузии или Молдове), а почти пять лет. В Украине свое производство авиационной техники, учебные заведения, уровень подготовки в которых пилотов и других специалистов отрасли признан практически во всем мире. У нас были и есть национальные перевозчики, которые обеспечивают тысячам украинских специалистов рабочие места. Дюжина аэропортов, которые могут принимать международные рейсы.

Мы сейчас не говорим о слепом лоббировании. Мы говорим о создании условий на украинском рынке авиа-перевозок. Единых и "удобных" как для национальных, так и для перевозчиков других стран. Здоровая конкуренция заставит наших "подтянуть" уровень сервиса, выровнять цены и, в конце концов, создать для украинских пассажиров оптимальные условия для путешествий.