- Дата публикации
Почему важно, чтобы большой бизнес учил локальных предпринимателей
Команда ищет новых героев фудиндустрии по всей Украине: знакомится, проверяет продукцию, производство, документы, помогает с маркетингом, подбором правильного ассортимента. Такой постоянный консалтинг натолкнул нас на мысль о запуске образовательного проекта, так как стало очевидно, что у производителей не хватает системных знаний.
Образование сегодня является трендом и must have. Мир так быстро меняется, что если мы не обновляем наши знания, то вылетаем из контекста очень быстро. В 2019 году мы запустили школу гастробизнеса "Фудпросвіта" от "Лавки Традиций", сместив фокус с вдохновляющих лекций на прикладные знания и навыки.
"Фудпросвіта" нужна в первую очередь тем, кто мечтает о собственном гастробизнесе или только начинает свое дело, возможно, готовит крафтовую продукцию в домашних условиях и продает в соцсетях, но задумывается о продажах в ритейле.
Курс состоит из 5-ти модулей. Его можно пройти целиком или выбрать интересующий блок и получить знания, которые нужны в определенный период. Первый день посвящен запуску своего дела, мировым трендам в гастрономии, поиску ниши и выбору оптимальной бизнес-модели. Во втором модуле подробно изучаем вопросы качества продукции, наличия сертификатов, разрешительных документов, что такое система безопасности пищевых продуктов НАССР, как правильно организовывать производство. Например, производителю продукции животного происхождения необходимо получить эксплуатационное разрешение, а другим — зарегистрировать производственные мощности, только тогда продукты можно выставлять на полки супермаркета. Или зачем проводить аудит по 68 пунктам чек-листа Госпродпотребслужбы. В последующих модулях мы разбираем азы финансовой грамотности, налогообложения, особенности подготовки бизнес-плана, ведения учета, документации, что такое логистика, как работает распределительный центр и как правильно доставить товары покупателю.
Большая задача проекта "Фудпросвіта" — улучшить качество всей категории крафтовых производителей. К маленьким хозяйствам у потребителей часто очень неоднозначное отношение. В основном это связано с неуверенностью в условиях производства, непониманием процесса и ценообразования на продукцию, а также плавающим качеством. Типичны комментарии: "Зачем мне покупать украинский сыр, который стоит дороже, чем французский или итальянский?" Мы все продолжаем бороться за внимание потребителя и объяснять, что не нужно сравнивать крафтовые продукты с промышленными.
Один из самых востребованных модулей у начинающих гастробизнесменов — "Маркетинг". У маленьких производителей не хватает ресурсов на всё, а маркетинг для них стратегически важен. Крафтовые продукты стоят дороже, поэтому важно их правильно позиционировать. Мы стараемся рассказывать обо всем: о нейминге, айдентике, упаковке, об эффективном и самостоятельном ведении соцсетей, настройке таргетинга и даже проводим мастер-классы по фудфотографии на мобильный телефон. При выборе тем лекций и в коммуникации со спикерами мы акцентируем внимание на реальности работы локальных производителей и их ограничениях, поэтому не пытаемся рассказывать, как снять рекламный ролик за миллион.
Сейчас "Лавка Традиций" для наших 142 крафтовых производителей работает практически продюсерским центром или департаментом маркетинга и развития, потому что мы очень много говорим о них за них самих. Так что мы напрямую заинтересованы в том, чтобы каждый из производителей научился выполнять эту работу самостоятельно.
Мы сознательно не делаем курс полностью бесплатным, потому что убеждены: все бесплатное очень сильно обесценивается. Заплатив символическую сумму 800 грн за один модуль, на котором 5-6 спикеров объясняют важные и актуальные вопросы, слушатели по-другому относятся к учебе. При этом мы запустили грантовый фонд: первыми такими студентами стала семья из Сомали, которая занимается производством соусов и при поддержке ООН стартовала в Одесской области. В этом году на развитие проекта повлияли карантинные ограничения, поэтому летний набор будет только в онлайн-формате.
Выпускники курса могут получить тестовые продажи продукции на полках "Сільпо" при соответствии всем нашим требованиям. Это хорошая возможность для развития крафтовых производителей — у участников "Лавки традиций" лояльные финансовые условия для продажи продукции в магазинах "Сільпо", и к ним не предъявляют требований по минимальным объемам поставок. Проверить востребованность и спрос можно даже на нескольких магазинах.
Может сложиться впечатление, что прохождение курса "Фудпросвiта" — легкий вход в "Сільпо", однако это не совсем так. Школа гастробизнеса — конечно, кузница кадров для нас, но за прошлый год в "Лавку Традиций" попали шесть наших студентов из более 170-ти обучавшихся. Все, кто стали нашими резидентами, уже были на финальной стадии оформления всех разрешительных документов для работы в ритейле.
Безусловно, есть гастропредприниматели, которые продолжат какое-то время производить продукцию у себя в кухне, и мы не можем работать с ними из-за отсутствия всех необходимых документов. В отношении таких ребят наша цель — задать вектор дальнейшего развития и показать существующие варианты движения вперед. Для многих выпускников "Фудпросвіти" выход на полку "Сiльпо" не является самоцелью. Мы даем полезные знания, которые пригодятся для работы в любом канале дистрибуции — часто предприниматели приходят именно за тем, чтобы улучшить свой бизнес.
В этом и есть главная миссия проекта "Фудпросвiта" — увеличивать количество крафтовых производителей в Украине. Поддержка локального бизнеса за последние пять лет стала важной составной частью нашего общества. А для бизнеса здраво и здорово помогать небольшим хозяйствам и местным фермерам. Это не только отвечает целям устойчивого развития, но и способствует предпринимательству, творчеству, инновационной деятельности и непосредственно влияет на развитие Украины.