Транспорт 25 мая, 11:05

Полет в 26 лет: зачем аэропорту "Борисполь" новый большой терминал

Сегодня центр пересечения воздушных авиамаршрутов с Атлантического океана сместился в сторону Азии, что создает большой потенциал для развития главного аэропорта Украины. Но удается ли "Борисполю" достичь намеченных планов?

В 2022-2024 годах аэропорт планирует увеличить пассажиропоток до 20 млн человек в год
В 2022-2024 годах аэропорт планирует увеличить пассажиропоток до 20 млн человек в год
В 2022-2024 годах аэропорт планирует увеличить пассажиропоток до 20 млн человек в год
В 2022-2024 годах аэропорт планирует увеличить пассажиропоток до 20 млн человек в год
В 2022-2024 годах аэропорт планирует увеличить пассажиропоток до 20 млн человек в год
В 2022-2024 годах аэропорт планирует увеличить пассажиропоток до 20 млн человек в год
В 2022-2024 годах аэропорт планирует увеличить пассажиропоток до 20 млн человек в год
В 2022-2024 годах аэропорт планирует увеличить пассажиропоток до 20 млн человек в год

Международный аэропорт "Борисполь" на пороге кардинальных преобразований. Совсем недавно правительство приняло концепцию развития предприятия до 2045 года. Как ожидается, через 26 лет аэропорт будет обслуживать 54 миллиона пассажиров в огромном новом терминале. В деталях ожидаемых изменений разбиралось Delo.ua.

Большие планы

Самый известный украинский аэропорт "Борисполь" ожидают серьезные изменения. Несколько недель назад Кабинет министров Украины принял проект концепции его развития, который предусматривает резкий рост пассажиропотока и глобальную модернизацию всего предприятия.

Активное развитие аэропорта в последние годы может привести к тому, что через несколько лет "Борисполю" будет сложно обслуживать увеличивающееся число туристов. В течение 2015-2018 годов аэропорт нарастил пассажиропоток на 83%, то есть примерно по 20% в год. В прошлом году этот показатель в абсолютных числах достиг 12,6 млн пассажиров. В 2019 году в "Борисполе" намереваются обслужить 14,4 млн пассажиров.

В том числе это произойдет за счет повторного введения в эксплуатацию терминала F, которое состоялось в конце марта. Здесь будут обслуживаться в основном лоукостеры и чартерные рейсы. Сейчас в этом терминале больше всего рейсов у авиакомпаний Ryanair и SkyUp. В мае в пиковые дни нагрузок из обслуживаемых 42 тысяч пассажиров в день 6 тысяч человек пользовались услугами в F, рассказали в аэропорту.

По словам генерального директора "Борисполя" Павла Рябикина, аэропорт обратился к консалтинговым компаниям, чтобы попытаться составить прогноз развития, который был бы подготовлен с учетом всех основных факторов — ожидаемого количества населения Украины, потенциала воздушных судов, которые будут летать через 10-20-30 лет, пропускной способности терминалов и взлетно-посадочных полос. Этот документ был передан в Кабмин полтора года назад. И недавно (после изучения, уточнений и корректировок) правительство утвердило вышеуказанную концепцию.

Павел Рябикин, гендиректор аэропорта "Борисполь". Фото: Алена Владыко/Delo.ua 

Заложенный в документ основной прогноз роста пассажиропотока был сделан исходя из факторов благоприятного географического расположения Киева, развития базового перевозчика, роста общего количества самолетов в мире и так далее. По словам руководителя аэропорта, если 25 лет назад центр пересечения воздушных авиамаршрутов находился над Атлантическим океаном, то сейчас он сместился в сторону Азии.

Благодаря таким изменениям столица Украины оказалась на пересечении основных авиационных потоков. На основании этой тенденции, а также того, что в ближайшие 15 лет в мире два раза увеличится число самолетов и пассажиров до 8 млрд человек, аэропорт и построил концепцию своего развития сразу до 2045 года.

По словам Павла Рябикина, предварительный общий объем инвестиций в реализацию концепции должен составить 3,5 млрд евро. Основные расходы лягут на аэропорт, среди которых будут также привлекаемые кредиты от международных финансовых организаций под гарантии государства. Но часть проектов будут реализованы с привлечением частного капитала.

На первом этапе реализации концепции, в 2019-2021 годах, предусматривается увеличить пассажиропоток до 15 млн человек в год. В это время будет проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы №2, удлинена галерея и расширен перрон терминала D на юг, увеличена пропускная способность терминала D, расширена зона обслуживания трансферных пассажиров, реконструированы зоны выдачи багажа для пассажиров внутренних рейсов, обустроены новые автобусные выходы на посадку для пассажиров международных рейсов, реконструирован с увеличением пропускной способности грузовой терминал, а также построен новый офисный центр.

Примерно в эти же годы в аэропорту планируют достроить вторую очередь паркинга возле терминала D. Первая его очередь была открыта для гостей 23 мая и рассчитана на 1019 паркомест. Также в ближайшее время в аэропорту будет построен новый отель на 264 номера под управлением одной из известных компаний-операторов гостиниц.

На втором этапе, в 2022-2024 годах, аэропорт планирует увеличить пассажиропоток до 20 млн человек в год. Тогда же будет начато строительство первой очереди нового основного пассажирского терминала, который будет соединен с удлиненной галереей терминала D, обустроены новые места стоянки воздушных судов, построены грузовой терминал, выделенный перрон для грузовых самолетов, офисный центр для экспедиторских и логистических компаний и другие офисные здания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В аэропорту "Борисполь" построят 8-этажный отель

В последующие годы в аэропорту планируют соорудить последующие очереди основного пассажирского терминала, расширить грузовой сектор, возвести дополнительные площади для аэродромной службы и наземного обслуживания, увеличить мощности базы технического обслуживания воздушных судов, расширить мощности топливозаправочного комплекса и инженерной инфраструктуры.

Кроме того, в "Борисполе" ожидают, что из 54 млн пассажиропотока в 2045 году 14,4 млн человек придется на трансферных пассажиров, которые летят из одной страны в другую с пересадкой в "Борисполе".

"Ежегодно в аэропорту возрастает пассажиропоток — как количество пассажиров point to point, так и трансферных. Количество грузов и посылок, которые обслуживает грузовой терминал, также увеличивается. Это лучшее подтверждение того, что выбранная модель хабового развития аэропорта — правильное решение. Согласованная концепция предусматривает, подтверждает дальнейшее обеспечение устойчивого развития аэропорта как международного узлового аэропорта", — говорит первый заместитель генерального директора "Борисполя" Евгений Дыхне.

Евгений Дыхне, заместитель гендиректора аэропорта "Борисполь". Фото: Алена Владыко/Delo.ua

В то же время опасность срыва реализации концепции подступила с неожиданной стороны. В апреле Кабмин принял решение о взыскании с аэропорта не 40% дивидендов, как это было ранее, а 90%. В "Борисполе" считают, что установление этой нормы приведет к остановке реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов. Изъятие 90% прибыли госпредприятия не только перечеркивает любые стратегические планы развития аэропорта, но и блокирует достройку объектов, которые уже начаты: расширение перрона возле терминала D, повышение пропускной способности грузового терминала, оплату в размере около 100 млн гривен за уже построенную часть паркинга, продолжение галереи терминала D, обновление оборудования авиабезопасности, погашение кредита Японского банка международного сотрудничества (полученного 10 лет назад на строительство терминала D), отмечают в "Борисполе".

Правда, есть надежда на то, что в Кабмине обратят внимание на проблему. Недавно аэропорт и министерство инфраструктуры обратились к правительству с информацией о рисках срыва приоритетного для транспортной отрасли Украины проекта развития аэропорта.

Объективные причины

Решение строить новый терминал — логичное, думают в авиационной отрасли. Так, председатель Наблюдательного совета "Украинской авиатранспортной ассоциации", исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко считает, что аэропорт может достичь заложенных в концепцию показателей роста пассажиропотока.

"Конечно, если смотреть на объемы авиаперевозок на сегодня, то не очень верится, что возможен подобный рост — до 54 миллионов пассажиров. Но через 10-15 лет на это будут смотреть, как на реальные цифры, — отмечает он. — Но этого будет сложно достичь с имеющимися терминалами. С ними есть одна проблема. Вроде бы в аэропорту и есть терминалы с запасом обслуживания возрастающего пассажиропотока. Но они расположены между собой, мягко говоря, непродуманно. Это вынуждает уже сейчас задумываться о необходимости расширения терминала D и строительстве нового большого терминала".

Примерно о том же говорит и член наблюдательного совета Украинской логистической ассоциации Артур Винюков-Прощенко. Он считает, что имеющиеся темпы роста пассажиропотока в аэропорту позволяют надеяться на то, что он достигнет к 2045 году заложенных в концепцию показателей.

"Ничего удивительного в планах нет. При сохранении имеющихся тенденций это все достижимо. Кроме того, из-за того, что ныне действующие терминалы в "Борисполе" сложно расширить для обслуживания возрастающего пассажиропотока, есть необходимость в строительстве нового большого терминала. Расширение не даст существенного эффекта, — ожидает Артур Винюков-Прощенко. — Единственное, что может помешать реализации концепции, так это или нестабильность в стране, или возможная резкая девальвация гривни, что негативно скажется на росте спроса на авиаперевозки".

Вместе с тем генеральный директор агентства по продаже билетов "Арт-Тур" Артур Ламтюгин сомневается в том, что "Борисполю" удастся к 2045 году достичь пассажиропотока в 54 млн человек и, соответственно, необходимости строить новый большой терминал.

"Практика последних лет показывает, что на рынке не отмечается какого-то активного роста числа пассажиров. Просто идет перераспределение пассажиров от классических перевозчиков к лоукостерам, например, Ryanair, SkyUp, Aigle. В частности, осенью прекращает полеты в Украину перевозчик British Airways, а другая европейская авиакомпания – Air France — сокращает число ежедневных рейсов. Кроме того, расконсервация терминала F для перевода туда чартерных рейсов и лоукостеров сняла нагрузку с основного D. Поэтому я не вижу необходимости в строительстве нового большого терминала. По моему мнению, необходимо систематизировать работу действующего терминала D, вложить инвестиции в автоматизацию его работы, логистику, а не заниматься новым проектом", — заключает он.

Дмитрий Уляницкий, специально для Delo.ua 

Фото: Алена Владыко/Delo.ua 

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...