Помоги себе сам. Главные принципы в бизнесе от создателя "Pizza Veterano"

"Pizza Veterano", пожалуй, самый известный бизнес-проект ветерана АТО. Его основатель Леонид Остальцев, человек прямой, вещи называет своими именами, порой матом. Для него пиццерия не только кулинария, но и возможность помочь другим ветеранам, а заодно и самому себе. Delo.UA продолжает рассказывать о различных бизнесах, созданных ветеранами АТО

Леонид Остальцев — младший сержант, воевавший в составе 30-й отдельной механизированной бригады Вооруженных сил Украины, позывной "Одуванчик". До войны работал пиццайоло. После возвращения с фронта открыл пиццерию, где не только готовит, но помогает другим вернувшимся из зоны АТО адаптироваться.

Откуда желание открыть бизнес?

Потому что захотелось работать на себя, для себя и для кого-то еще. Хотелось зарабатывать, быть полезным, помогать другим и заниматься любимым делом, я очень люблю готовить.

Государство помогает ветеранам АТО?

У нас нет помощи и мы не претендуем на помощь. Цель проекта и суть проекта в том, что мы все делаем сами.

Как удалось найти деньги на проект?

Очень долго шел процесс. Я получил больше 20 отказов от инвесторов. У меня было всего 150 долларов, которые мне отправил мой американский друг, сам он украинец. Он бизнесмен, помогал мне делать бизнес-план и выслал мне 150 долларов на него. Потом я полтора месяца искал инвестора, в итоге нашел человека, у которого был убыточный ресторан, и ему было интересно вести что-то новое. Мы запустились и начали работать. Он инвестировал свой убыточный ресторан и 4 тысячи долларов.

Сколько времени прошло до первой прибыли?

Через полтора месяца работы.

Что поспособствовало популярности?

Наверное, сама концепция. Таких заведений, как у меня, в Украине нет, и в мире их крайне мало, как оказалось. Целью и сутью проекта было не только приготовление пиццы, но и помощь в адаптации ветеранам. У меня психолог в штате есть, у всех сотрудников моего проекта есть бизнес-планы. Я хочу, чтобы для них работа в "Pizza Veterano" была переходным этапом. Они должны поработать здесь и в итоге прийти к тому, чтобы открыть свой бизнес. Двое ребят, которые у меня работали, уже открыли свои дела, один кофейню, у другого еще бизнес, они развиваются и растут. Всем понравилось, хотя бизнес-план был совсем другой. У меня было прописано, что нужно на флайеры потратить 3 тысячи гривень, я думал, что буду обходить ближайшие районы и разносить эти флайеры. Но в итоге мой пост в Facebook набрал 10 тысяч перепостов и безумно много лайков, к нам начали просто приходить люди. Им понравилась пицца, мы начали расти в качестве, расти в сервисе, люди приходили и приходят до сих пор. Но проект и сейчас модернизируется.

Как удается совмещать бизнес с помощью ветеранам АТО?

Есть реабилитация, есть адаптация. Реабилитация лечит от чего-то, адаптация происходит после того, как человек меняет свое окружение. "Pizza Veterano" — это адаптация, это очень важно. Мы не занимаемся лечением, реабилитацией, это бизнес, это работа. И по барабану, какой ты супергерой, танки грыз, надрывался, орденов у тебя куча, будешь плохо работать — уволю, не раздумывая. Я увольнял очень много людей, от этого никуда не деться. Но, если ты ответственный, целеустремленный, тогда тебе к нам, потому что мы тебе во всем поможем, поддержим.

Идея такого бизнеса в АТО возникла или уже дома?

Дома, когда мы начали заниматься социальной работой с ребятами, я увидел, что нам очень комфортно общаться друг с другом, с теми, кто воевал. С теми, кто не воевал, было просто не о чем поговорить. Они задавали глупые вопросы, было неудобно отвечать человеку, который не воевал, о войне, делиться с ним чем-то тоже не очень хотелось. А со своими всегда на одной волне, есть о чем поговорить. Мы вместе пообщались, сделали какое-то правильное дело, помогли кому-то, была целая движуха. И во всей этой теме я увидел, во-первых, что нам нужны деньги, во-вторых, нам нужна работа, и в-третьих, пацанам нужна будет помощь в адаптации, психологическая поддержка. И я решил скомбинировать все это в одном бизнес-проекте. Оказалось, это называется социальный бизнес, чего я не знал.

По какому принципу берете людей на работу?

Facebook. Есть критерии, я их озвучивать не буду, это мои критерии отбора людей. Потом кандидаты приходят на собеседование, это открытый конкурс, но предпочтение отдается ветеранам. При этом у нас не только ветераны. Сейчас в пиццерии из 20 сотрудников 11 ветеранов. У нас не инкубаторские условия, мы все должны учиться взаимодействовать с теми людьми, кто не воевал, потому что нам вместе жить в этом социуме и строить его, развивать, расти вместе. Но предпочтение в трудоустройстве мы отдаем ветеранам. Если будут два абсолютно одинаковых человека по критериям, будут полностью подходить, то я выберу ветерана.

Конфликты бывают внутри коллектива?

У нас не просто коллектив, у нас команда. Каждый человек, который здесь работает, проходил собеседование у меня, и я четко подбираю людей, я могу прогнозировать, как они будут себя вести в той или иной ситуации. Заведомо конфликтных людей я не беру на работу, я скорее беру командных игроков. Потом у меня есть два психолога, они работают.

Боевой опыт помогает в бизнесе?

Конечно. После войны вырабатывается внутренняя чуйка, интуиция, которой стоит доверять. Кроме того, на войне очень важно планирование. Когда я попадаю под обстрел, я не начинаю судорожно бегать и кричать, а начинаю искать укрытие. Или же если я еду по потенциально опасной территории, я автоматически просматриваю все на возможный обстрел. Если идет стрельба, я не начинаю вести огонь в ответ, а первым делом ищу укрытие, только после этого открываю ответный огонь. Те же правила работают и в бизнесе. Это все планировка и умение рисковать, без риска в бизнесе далеко не уедешь. Плюс умение идти до конца, это очень круто помогает. Страха нет. Кто-то отказывается открывать свой бизнес потому, что боится все потерять, все деньги. У меня такого нет. Я сделаю все, чтобы было именно так, как я хочу. Если у меня не получится, значит я плохо старался. Я стараюсь хорошо, поэтому все зависит только от меня. Такая штука есть у всех ветеранов, именно поэтому я подталкиваю к тому, чтобы они открывали свой бизнес. У них огромный потенциал, просто они сами не знают о его существовании, мы стараемся им помочь увидеть этот потенциал и его реализовать.

Т.е. это своего рода бизнес-школа?

Реально инициативным людям хватит опыта работы здесь, чтобы потом создать что-то свое. Для остальных мы продумываем целые стратегии, что делать с ними. Мой знакомый, тоже ветеран, занимается инвестициями. Для ветеранов мы уже разработали программу по инвестированию бизнес-проектов, есть там и кризис-менеджеры, и многое другое, мы хотим, чтобы деньги им были доступны. Но ведь многих еще надо учить, как правильно с этими деньгами обращаться, чтобы они их в унитаз не спустили.

Расширяться планируете?

Мы будем развиваться, но я ориентируюсь не на количество, а на качество. Для меня главное, что гости всегда могут рассчитывать на качественную продукцию, которая в среднем или ниже среднего ценовом диапазоне. Они могут рассчитывать, что если что-то будет не так, то им все компенсируют, всегда пойдут навстречу, не обидят.

Что самое сложное в этом бизнесе?

Вначале было очень сложно найти деньги на проект, потом было очень сложно собрать персонал, потому что у нас все 100% без опыта работы, мы всех обучаем с нуля. Ребята, не имея ни малейшего опыта, за 4 недели обучаются, а через 5 уже устраивают мастер-классы, показывая людям, как нужно правильно готовить пиццу. Но ничего сверхтрудного не было, все решаемо. В каждой сфере есть какие-то трудные моменты, но они все преодолимы. Главное, понять, куда пойти и что сделать, к кому обратиться, как это правильно провернуть.