Акватория для инвесторов

Морской торговый порт «Южный» в кризисный период оказался одним из самых привлекательных объектов для инвесторов

настоящий момент он является единственным портом в стране, способным принимать суда грузоподъемностью более 100 тыс. тонн, с возможной перспективой углубления и приема судов грузоподъемностью до 150,0 тыс. тонн.

В дальнейшей реализации потенциала порта «Южный» — самого перспективного, как утверждают специалисты морской отрасли, среди украинских портов — сегодня заинтересовано как государство, декларирующее необходимость укрепления Украины как морской державы, так и украинские и иностранные промышленники, владеющие активами горно-обогатительных комбинатов, угольных и металлургических заводов, представители банковской сферы.

Программа как руководство к действию

«Программа позволит нам вывести порт, который уже сегодня является одним из крупнейших портов страны, на лидирующие позиции во всем Черноморском бассейне, — говорит  начальник порта Юрий Крук. — Если при нынешних возможностях общий грузооборот всех предприятий, работающих в акватории «Южного», по итогам 2008 года составил 35,77 млн. тонн, в том числе 21,7 млн. тонн грузов порт переработал через собственные причалы, то к 2015 году мы планируем нарастить общие объемы грузооборота более чем в два раза, до 81,4 млн. тонн».

В целом, в рамках инвестиционной программы, разработанной портом «Южный», общее количество грузовых причалов (собственных причалов порта «Южный» и частных компаний, работающих в акватории порта) увеличится до 32. До 2015 года в порту будут построены контейнерные, зерновые терминалы, а также терминалы для приема генеральных, навалочных грузов, строительных материалов. Глубины у причалов составят 15 метров с перспективой углубления до 17 метров. Общий объем финансирования, предусмотренный в Программе развития порта до 2015 года, достигнет $910 млн. Из них инвестиционная составляющая — $600 млн., остальные — собственные средства порта.

В Министерстве транспорта и связи подобные планы оценивают как вполне осуществимые, а их реализацию напрямую связывают с грамотным менеджментом на предприятии. «Увеличение таких основных показателей как доходы и чистая прибыль за последние полтора года свидетельствует об успешной хозяйственной деятельности и эффективной тарифной политике руководства порта», — резюмировал и.о. министра транспорта и связи Василий Шевченко.

При успешной реализации заявленных проектов «Южный» планирует в долгосрочной перспективе приступить к реализации второго этапа программы, рассчитанного на период до 2025 года. К тому времени, по проектным расчетам, грузооборот порта достигнет 129,5 млн. тонн. Это немногим меньше, чем переработали все порты страны за 2008 год. Такие объемы станут возможными при условии реализации ряда перспективных инвестиционных проектов: строительства второй очереди перегрузочного комплекса  МНТ «Пивденный» ООО «Укртранснафта» мощностью 18 млн. тонн на причалах №№ 1н, 2н, перегрузочного комплекса для контейнеров, крупнотоннажных автомобилей — на причалах №№ 12, 13, 13а, 14б и др.

Как отмечают аналитики, «нефтяной» терминал может стать одним из самых перспективных проектов. Сегодня многие компании заявили о модернизации принадлежащих им в Украине нефтеперерабатывающих заводов. Соответственно, это должно привести к увеличению перевалки нефти и нефтепродуктов, в том числе через порт «Южный».

Также в текущем году в порту был реализован один из крупнейших в отрасли инвестиционных проектов — строительство зернового терминала частной компанией «Бориваж» на причале №34 мощностью 2 млн. тонн в год с перспективой увеличения мощностей до 4,5 млн. тонн в год. «С вводом в эксплуатацию новых мощностей мы увеличиваем экспортный и транзитный потенциал порта, — говорит Юрий Крук. — Кроме того, важно, что нам удавалось в кратчайшие сроки решить все проблемные вопросы, возникавшие в ходе строительства зернового терминала, и главное — сохранить паритет интересов: не были ущемлены ни интересы государственного порта, ни частного бизнеса».

Спорный вопрос

Затянувшийся конфликт между стивидорной компанией «ТИС» и морским портом — тому подтверждение. Компания-инвестор пытается взыскать с порта 51,3 млн. грн. — средства, затраченные на собственные технологические нужды, а именно проведение дноуглубительных работ в районе причала №18. На вопрос, должен ли порт возместить инвестору затраты — действующее законодательство не отвечает.

«Проблема в том, что «ТИС» заранее не согласовал стоимость и объемы дноуглубительных работ ни с портом, ни с Минтрансом, не оговаривалось и намерение вернуть спустя 2 года по введению причала в эксплуатацию инвестиционные вложения. Судебные тяжбы по этому вопросу тянутся до сих пор», — отмечает юридическая служба порта.

В порту опасаются, что в случае если суд встанет на сторону ООО «ТИС» и обяжет «Южный» выплатить требуемые 51,3 млн. грн., это станет прецедентом для подачи аналогичных исков по другим причалам — №№ 19, 20, 21, 22, 23, принадлежащим «ТИС», а общая сумма иска может вырасти до 500 млн. грн. Это даст возможность «ТИСу» взять под контроль самое успешное предприятие морской отрасли Украины — государственное предприятие «Морской торговый порт «Южный».

Несмотря на существующие проблемы, руководство порта прикладывает максимальные усилия для стабильного роста производственных показателей. Это позволяет порту вкладывать средства в строительство собственных перегрузочных комплексов, закладывает основы для поступательного роста грузооборота в объеме 10% в год. Ближайшие планы трудового коллектива — завершить строительство и ввести в эксплуатацию перегрузочный комплекс генеральных грузов, который строится на причале №9. Мощность комплекса составит 1,2 млн. тонн в год с перспективой увеличения до 3,4 млн. тонн в год. А впереди выполнение еще одной задачи — строительство перегрузочного комплекса на причале №10, которое порт намерен начать в 2010 году.
$910 млн. составляет общий объем финансирования, предусмотренный в программе развития порта «Южный» до 2015 года.

Читайте также: Иномарки причалят к Одесскому порту