Предновогодние продажи не спасут водочников от рекордного падения рынка

По итогам 10 месяцев 2013 года производство водки в Украине упало на 18,9%. Традиционно высокие предновогодние продажи не помогут производителям наверстать упущенное
Прокачайте маркетинг-стратегію свого бізнесу та знайдіть нові канали взаємодії з аудиторією на MRKTNG марафоні від MMR та Ekonomika+
25 червня топменеджери Ощадбанку, Укрзалізниці, NOVA (Нової пошти), Kernel, Ковальська та ще 25+ великих компаній розкажуть, які стратегії та канали просування підійдуть саме вашому бізнесу.
Забронировать участие

Производство водки в Украине продолжает падать. Согласно данным Государственной службы статистики, за 10 месяцев текущего года объемы производства водки сократились на 18,9% — до 22 млн дал.

В октябре-2013 падение составило 16,4% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.

К концу года показатели падения отрасли лишь усугубляются — по итогам семи месяцев 2013 года производство снизилось на 18%.

Почему падаем?

Почему рынок водки падает, да еще столь существенно? К традиционным причинам, которые были актуальны для рынка и в прошлом году, можно отнести рост стоимости продукции и высокие акцизы. Напомним, что с 1 марта текущего года минимальная розничная цена для водки возросла до 30,1 грн за пол-литровую бутылку. Что касается акцизов, то в конечной стоимости водки на акцизные выплаты приходится около трети. Очевидно, что рост акциза более существенно, чем другие составляющие, влияет на стоимость водки, а значит, и на спрос со стороны покупателей.

Еще один крайне болезненным моментом для отрасли остается потребление нелегальной алкогольной продукции. "Потребление и, как следствие, производство нелегальной водки постоянно растет. Объяснить это легко. Цены на легальный алкоголь в результате повышения акцизного сбора, регулярно повышаются. Общий же уровень доходов в стране остается низким. Минимальную розничную цену 30,10 грн сегодня готовы платить не все. К сожалению, потребители с низким уровнем дохода часто отказывается от качества в пользу дешевой цены", — комментирует Юлия Самойлова, генеральный директор Украинской алкогольной компании "Олимп".

Еже одна причина, которую выделяет Самойлова, — уход потенциального потребителя в сегмент относительно дешевого импортного алкоголя. "Когда такое было, чтобы бутылка виски стоила чуть дороже водки?! Вот потребитель и переключился на, так называемые, элитные напитки, которые раньше ему были недоступны", — считает Юлия Самойлова.

На общее снижение объемов производства водки также оказала влияния временная приостановка работы завода одного из ключевых производителей водки — компании Nemiroff. Из-за корпоративного конфликта с 29 августа производство продукции на заводе в Немирове не осуществлялось — не было стеклотары. Разлив продукции возобновился лишь 24 октября.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание — продвижение 35%-го бальзама ТМ "Цілющий" производства "Золотоношинского ЛВЗ "Златогор". Указанная продукция в этом году начала продаваться как "пищевой продукт для специального диетического потребления". Бальзам продается в аптеках, киосках "Укрпочты" и даже местах реализации прессы.

"У крупных легальных производителей уменьшение продаж есть, но не такое существенное, как у производителя так называемых "целебных бальзамов". Это можно объяснить только тем фактом, что предприятие производя водку, реализует ее под видом не алкогольной, а лекарственной продукции без уплаты акциза", — говорит Сергей Величко, гендиректор алкохолдинга Global Spirits.

Смогут ли наверстать упущенное?

Конец года традиционно считается горячей порой для производителей крепкого алкоголя. Особенно объемы производства и продаж растут в предновогодний период. Смогут ли водочники за оставшиеся два месяца "отыграть падение" рынка и сократить общее падение объемов производства за 2013 год? К сожалению, нет, утверждают операторы рынка.

"Думаю, что снижение объемов производства в оставшиеся два месяца сохранится та том же уровне, что сейчас. Конечно, в конце года продажи водки возрастут, однако повышение спроса на нашу продукцию было характерно и в прошлом году", — комментирует Сергей Величко, гендиректор алкохолдинга Global Spirits.

По мнению Сергея Величко, по итогам года рынок водки в Украине просядет на 12-15%. Прогноз УАК "Олимп" — падение на уровне 20%. "Таким образом, мы выйдем на самое большое падение объемов производства по рынку за последние несколько лет", — утверждает Сергей Величко.

Улучшится ли ситуация в отрасли с следующем году? Производители не очень оптимистичны. "Рост производства легальной проверенной качественной продукции станет возможным тогда, когда система государственного контроля станет более совершенной. Сегодня это не так", — говорит Юлия Самойлова.

К слову, украинцы сокращают потребление не только крепкого алкоголя, но и пива. Как сообщало Delo.UA, по итогам октября пивоваренная отрасль сократила объемы производства сразу на 25% по сравнению с предыдущим годом. Столь резкое падение заставило пивоваров пересмотреть прогнозы падения рынка по году с 5% до 13%.