- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Продать нельзя арендовать
Вопрос запрета на продажу земли сельскохозяйственного назначения остается для Украины актуальным. Целью моратория изначально была защита продовольственной безопасности страны, недопущение концентрации земли в руках определенного "круга бизнесменов", прекращение обработки земли и т. п. Мораторий вводился до принятия соответствующих законодательных актов и создания эффективного рынка продажи с/х земли. Однако уже многие годы срок действия моратория продлевается, нормативно-правовые акты не принимаются, а собственники таких участков не могут ими распорядиться, например, продавая их, и вынуждены передавать землю в аренду за низкую плату.
Актуальность этого вопроса подтвердило решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу "Зеленчук и Цицюра против Украины" (от 22 мая 2018 года, заявления №846/16 и №1075/16). Суд констатировал нарушение права собственности украинских граждан, гарантированного ст. 1 Протокола 1 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, поскольку мораторий установили на неопределенный срок.
Заявители обратились в суд по причине законодательных ограничений на свободное распоряжение своей сельхозземлей, из-за чего они вынуждены были передать ее в аренду (один заявитель получал арендную плату зерном либо подсолнечным маслом, а второй — мизерную плату в размере от 20 до 36 евро в год за 1 гектар).
В свою очередь ЕСПЧ, вынося вердикт по данному делу, отметил, что, несмотря на то что Украина самостоятельно принимает решения в сфере экономической политики, мораторий затянулся и наше государство имело достаточно времени для принятия соответствующих законов по урегулированию вопроса рынка земли. Суд также обратил внимание на то, что ни одно государство-член Совета Европы не имеет такого запрета, кроме Украины.
ЕСПЧ указал на проблемы в украинском законодательстве и обязал ответчика — Украину — принять законодательные и другие меры для обеспечения справедливого баланса между интересами собственников с/х земли и общества в целом. При этом суд отметил, что не требует от Украины создания свободного рынка земли без введения ограничений на продажу: учитывая экономическую и политическую ситуацию, Украина сама должна определить, какие меры необходимо принять по данному вопросу.
Если Украина не предпримет необходимых шагов в сфере рынка земли, это может привести к тому, что в дальнейшем ЕСПЧ вынесет так называемое "пилотное решение" по данной категории дел (где заявители — собственники земель с/х назначения, которые не могут свободно распорядиться своей землей) и присудит материальную компенсацию за нарушение, что создаст дополнительную финансовую нагрузку на государственный бюджет.
На мой взгляд, "закрытие" рынка земли с/х назначения не приносит явную выгоду нашему государству, скорее, наоборот: мы наблюдаем отсутствие привлеченных инвестиций в агросферу, земля не обрабатывается надлежащим образом, снижается ее плодородность, а собственники ограничены в праве распоряжаться землей и не могут получать достойную плату за передачу земли в пользование. Надеемся, что такое решение ЕСПЧ станет для Украины своеобразной точкой отсчета и уже в ближайшее время будут приняты реальные меры, направленные на функционирование в нашей стране рынка земли с/х назначения.