НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,80

43,50

Продать нельзя арендовать

Чего ожидать украинцам от решения Европейского суда по правам человека относительно моратория на продажу сельхозземли в Украине
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Вопрос запрета на продажу земли сельскохозяйственного назначения остается для Украины актуальным. Целью моратория изначально была защита продовольственной безопасности страны, недопущение концентрации земли в руках определенного "круга бизнесменов", прекращение обработки земли и т. п. Мораторий вводился до принятия соответствующих законодательных актов и создания эффективного рынка продажи с/х земли. Однако уже многие годы срок действия моратория продлевается, нормативно-правовые акты не принимаются, а собственники таких участков не могут ими распорядиться, например, продавая их, и вынуждены передавать землю в аренду за низкую плату.

Актуальность этого вопроса подтвердило решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу "Зеленчук и Цицюра против Украины" (от 22 мая 2018 года, заявления №846/16 и №1075/16). Суд констатировал нарушение права собственности украинских граждан, гарантированного ст. 1 Протокола 1 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, поскольку мораторий установили на неопределенный срок.

Заявители обратились в суд по причине законодательных ограничений на свободное распоряжение своей сельхозземлей, из-за чего они вынуждены были передать ее в аренду (один заявитель получал арендную плату зерном либо подсолнечным маслом, а второй — мизерную плату в размере от 20 до 36 евро в год за 1 гектар).

По мнению заявителей, такие законодательные ограничения, применявшиеся, в частности, к их земельным участкам, были "фактически бессрочными", а поэтому нарушено их право мирного владения своим имуществом.

В свою очередь ЕСПЧ, вынося вердикт по данному делу, отметил, что, несмотря на то что Украина самостоятельно принимает решения в сфере экономической политики, мораторий затянулся и наше государство имело достаточно времени для принятия соответствующих законов по урегулированию вопроса рынка земли. Суд также обратил внимание на то, что ни одно государство-член Совета Европы не имеет такого запрета, кроме Украины.

ЕСПЧ указал на проблемы в украинском законодательстве и обязал ответчика — Украину — принять законодательные и другие меры для обеспечения справедливого баланса между интересами собственников с/х земли и общества в целом. При этом суд отметил, что не требует от Украины создания свободного рынка земли без введения ограничений на продажу: учитывая экономическую и политическую ситуацию, Украина сама должна определить, какие меры необходимо принять  по данному вопросу.

Если Украина не предпримет необходимых шагов в сфере рынка земли, это может привести к тому, что в дальнейшем ЕСПЧ вынесет так называемое "пилотное решение" по данной категории дел (где заявители — собственники земель с/х назначения, которые не могут свободно распорядиться своей землей) и присудит материальную компенсацию за нарушение, что создаст дополнительную финансовую нагрузку на государственный бюджет.

На мой взгляд, "закрытие" рынка земли с/х назначения не приносит явную выгоду нашему государству, скорее, наоборот: мы наблюдаем отсутствие привлеченных инвестиций в агросферу, земля не обрабатывается надлежащим образом, снижается ее плодородность, а собственники ограничены в праве распоряжаться землей и не могут получать достойную плату за передачу земли в пользование. Надеемся, что такое решение ЕСПЧ станет для Украины своеобразной точкой отсчета и уже в ближайшее время будут приняты реальные меры, направленные на функционирование в нашей стране рынка земли с/х назначения.