За регистрацию прав на земельные участки всегда шла борьба между различными госорганами. На заре независимости регистрацией прав на участки ведали исполкомы местных советов, которые записывали регистрационные записи в бумажные книги, после них — органы земельных ресурсов. В начале нулевых инициативу перехватил Центр государственного земельного кадастра. Помимо регистрации документов на землю в бумажном виде (в Книгах записей), это госпредприятие должно было параллельно фиксировать документы на землю в электронном виде. Но, как потом выяснилось, в электронном формате этого практически никто не делал. Полноценная регистрация правоустанавливающих документов в бумажном формате и компьютерных базах стартовала лишь в 2011 году — когда полномочия по регистрации были возвращены органам земресурсов.
Перетягивание полномочий на этом не закончилось. Буквально через два года функцию передали Укргосреестру Министерства юстиции, и с 2013 года в Украине стали регистрировать не документы на землю (госакты, договоры аренды), а вещные права (собственности и пользования).
Но и Укргосреестр тоже долго не протянул. В январе 2015 года его ликвидировали, а функции этого госоргана унаследовали государственные регистраторы в составе Минюста.
1 января 2016 года произошла новая революция. Ее вызвало принятие изменений в Закон Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений", а также некоторые другие законодательные акты Украины. Согласно им, перечень лиц, которые могут регистрировать права на землю, кардинально пересмотрен.
Права нотариусов по регистрации значительно расширены. Теперь они уполномочены делать это независимо от места расположения земельного участка и без привязки к нотариальным сделкам. Допустим, если сельсовет принял решение о приватизации земли, тут же можно обратиться к любому нотариусу в Украине, и он обязан зарегистрировать право или отказать в регистрации (при этом свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество упразднено).
Также можно обратиться в исполком местного совета или райгосадминистрацию при условии, что там по трудовому договору работает государственный регистратор.
Появился новый участник — аккредитованный субъект, который может регистрировать права при условии пребывания с ним в трудовых отношениях не менее трех регистраторов. При этом государственным регистратором может стать любой гражданин Украины, соответствующий нехитрым требованиям: высшее образование по специальности "Правоведение", владение государственным языком, не менее года опыта работы на госслужбе или не менее трех лет — в других сферах управления.
Получается, что регистраторы перестали быть государственными служащими. Их новый статус пока непонятен, но напоминает арбитражных управляющих — уполномочены государством на выполнение определенных функций, но в то же время "сами по себе". Это несколько настораживает. Ведь регистратор — это важнейший элемент системы гарантирования права на землю, предусмотренного Конституцией. А с таким туманным статусом трудно поверить, что государство что-то сможет гарантировать.
Но последние изменения законодательства принесли и позитивные изменения. К ним относится разрешение передавать невостребованные земельные участки в аренду без регистрации права собственности. Этот вопрос находился в подвешенном состоянии уже три года, и наконец-то у законодателя дошли руки его разблокировать.
Еще один положительный момент — появилась возможность регистрации прав на сооружения даже при отсутствии зарегистрированного права на землю. Таким образом, разорван замкнутый круг, когда без земли не зарегистрируешь право на имущество и наоборот.
Кроме того, упрощен порядок регистрации прав на жилые дома, построенные до августа 1992 года. Теперь сделать это можно на основании выписки из похозяйственной книги по решениям советов о предоставлении земельных участков без проведения технической инвентаризации.
Таким образом, новый закон содержит положительные и прогрессивные нормы, которые способны облегчить жизнь заявителям и повысить уровень правового регулирования. Пока же Кабмин не примет все необходимые порядки и новоиспеченные регистраторы не подключатся к Реестру прав, процедуры регистрации, вероятно, будут проходить "со скрипом".