- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Ритейл
- Дата публикации
Сейчас на моем столе планов по закрытию заводов нет, но в любой момент они могут появиться, — гендиректор Carlsberg Украина
По данным Госстата, за десять месяцев текущего года производство пива сократилось на 10,8%. Ваши прогнозы относительно падения рынка по итогам 2014 года?
Профильная ассоциация "Укрпиво" прогнозирует падение рынка на 13%, мы в эту цифру верим. Относительно неплохими были первый и третий кварталы. Второй квартал наших ожиданий не оправдал. Поэтому прогноз "Укрпива" выглядит очень реалистично.
За три квартала компания сократила чистый доход на 9%, продажи пива — на 12%. Видите ли вы возможность улучшить результаты работы компании по итогам года?
В конце года мы ожидаем ухудшение цифр в годовом отчете. На снижение результатов компании влияет множество факторов — рост акцизов, девальвация гривни, снижение покупательского спроса. Покупатели начали себя во всем ограничивать, пиво не исключение. Девальвация гривни также увеличила расходы компании (в гривневом эквиваленте). Поэтому наш прогноз по итогам года достаточно пессимистический.
Оцените рыночную долю компании. Как изменилась за год?
Наша доля по итогам 9 месяцев текущего года составляет 27,7 %. Это на 0,5 % ниже аналогичного периода 2013 года. Тем не менее, в последние несколько месяцев мы отмечаем позитивные изменения — рыночная доля немного увеличилась. Мы сумели добиться роста продаж, в том числе за счет совместного проекта "Львівське 1715" и группы "Океан Эльзы". Это позволило бренду прекратить падение.
Что сейчас происходит с поставками на Донбасс?
На Донбассе ситуация очень сложная, территория большая, и не вся она входит в зону АТО. В освобожденных областях мы восстановили работу. В зону АТО поставки выборочно осуществляем через дистрибьюторов. Вообще ситуация очень неоднозначная. Наши дистрибьюторы на ежедневной основе принимают решение о доставке. Если разгораются бои в зоне АТО, то ни о какой доставки речи быть не может.
Можете оценить падение продаж из-за военного конфликта?
В лучшие годы Донецкая и Луганская область занимала около 15% в структуре наших продаж. В этом году продажи компании в указанных областях за 9 месяцев 2014 года снизились на 28% по сравнению с прошлым годом. Это в три раза больше, чем средняя цифра падения продаж по другим регионам страны.
Что сейчас происходит с поставками в Крым? Произошло ли падение продаж?
С Крымом история похожая. Поставки организовывают наши дистрибьюторы, когда предоставляется такая возможность. Условия поставок постоянно меняются. Продажи за 9 месяцев 2014 года упали на 25% от тех объемов, которые мы поставляли в 2013 году.
Как на деятельность компании повлияла девальвация гривни? Насколько выросли цены в Украине?
Девальвация гривни в первую очередь повлияла на потребителей. Из-за снижения курса гривни практически в два раза покупательская способность потребителей сильно снизилась. Девальвация также негативно сказалась на нашей себестоимости производства. Естественно мы не могли не компенсировать рост себестоимости нашей продукции за счет розничных цен. В этом году в Украине произошел один из самых больших скачков цен на пиво. Цены в этом году по сравнению с 2013 поднялись в среднем на 25%. Это очень много.
Ждет ли нас дальнейший рост цен?
Конечно, никто не горит желанием поднимать цены, ведь это приводит к снижению продаж. Доходы людей не растут пропорционально ценам. Решения о росте цен принимаются очень тяжело, сначала происходит мониторинг рынка. На данный момент сложно ответить, что будет в следующем году. Если акциз не будет повышаться и девальвация прекратится, то цены также не будут расти.
Ситуация на пивном рынке не улучшается. Ранее компании говорили о возможности закрытия заводов в Украине. Рассматриваете ли такую возможность?
Сейчас на моем столе планов по закрытию заводов нет. Но в любой момент они могут появиться, если возникнут непредсказуемые или нелогичные действия властей. Закрытие завода — очень серьезное решение. Учитывается не только загрузка завода, но и логистические затраты на покрытие продукцией этой области с соседних заводов. Кроме того, в случае закрытия завода компания выплачивает компенсации работникам, что снижает эффективность такой меры сокращения издержек. Мы всегда держим в голове такую возможность, как и другие меры по снижению себестоимости, но это крайний вариант, на который нам бы не хотелось идти.
В предыдущие годы активно росло потребление пива в ПЭТ и самого дешевого продукта. Сохранилась ли эта тенденция?
Доля сегмента ПЭТ упаковки осталась неизменна по сравнению с прошлым годом. По данным исследовательской компании Nielsen, она составляет 52,2%. Но внутри сегмента выросла доля больших форматов, 2,5 литра.
Что сейчас происходит с премиальным сегментом? С импортом?
Потребители не сильно изменили своим привычкам. Тот, кто пил премиальное пиво, не бросился покупать дешевое. Единственное что изменилось, это повышенное внимание потребителей к промо-активностям, дисконтным программам. В результате этого растут продажи в сетях, причем гораздо быстрее, чем мы ожидали. Причина — в сетевых магазинах чаще можно встретить привлекательное предложение.
Что касается импортного пива, то люди, которые покупали его, не чувствительны к изменениям экономики. Премиальное пиво сохраняет свою долю рынка –23,9%.
Экспортирует ли компания пиво? На вас как-то сказался запрет поставок в Россию других игроков украинского рынка, в частности "Оболони"?
Мы экспортируем пиво более чем в 20 стран мира, хотя доля экспорта в структуре продаж компании весьма незначительна и составляет около 3%. В этом году экспорт перераспределяется между разными странами. Самой большой страной, в которую мы экспортируем свою продукцию, является Польша. Высокая доля нашего экспорта приходится на Канаду, Германию, США. В 2014 году нам удалось расширить географию своего присутствия за счет выхода на рынки Греции и Кипра.
Запрет на экспорт в Россию на нас никак не сказался, потому что с лета 2013 года мы не поставляем продукцию в РФ. Пиво ТМ "Львовское", которое ранее экспортировалось в Россию, на данный момент производится по нашей лицензии на заводах компании "Балтика" (компания Carlsberg Group в России), спрос на бренд растет.
Ваши прогнозы относительно акцизной политики на следующий год?
Спрогнозировать очень сложно. Правительство пообещало не повышать акциз на алкоголь в следующем году, и текст коалиционного соглашения обнадеживает нас. Но главный вопрос — как это будет реализовываться на практике. Единственное, чего мы хотим от правительства, это предсказуемости и понятных условий для всех игроков рынка алкоголя. Мы не вмешиваемся в процесс формирования акцизной политики, государство должно само решать, как наполнять бюджет. Но чиновникам стоит понимать, что каждое их решение приводит к реальным последствиям в сфере экономики.
В Киеве рассматривают возможность запрета продажи алкоголя и пива с 22.00 до 10.00. Как это может сказаться на пивном бизнесе?
К таким мерам нужно подходит осторожно, потому что они приведут к снижению потребления пива. Кроме того, появляется риск развития параллельного рынка нелегального алкоголя. Безусловно, нужно изучить опыт других стран и городов, в которых ведены ограничения продажи алкоголя. Посмотреть, есть ли там позитивная динамика по уменьшению интоксикаций, правонарушений.
Какая ситуация с рынком сидра?
Мы этот рынок в Украине создали. По итогам 9 месяцев 2014 года рынок вырос на 35%. Продажи сидра Somersby выросли еще больше. Уже появились новые игроки, в том числе и украинские. Рынок сидра может быть в два раза больше. Проблема заключается в нашем законодательстве, которое предполагает ограничение продаж сидра на равне с крепким алкоголем.
Довольны ли вы результатами ТМ "Квас Тарас" на рынке кваса по итогам летнего сезона?
Мы очень довольны его результатами, по-прежнему "Квас Тарас" занимает треть рынка кваса. В этом году было достаточно холодное лето, поэтому продажи кваса не выросли, но доля бренда по итогам 9 месяцев этого года увеличилась на 0,4% по сравнению с аналогичны периодом предыдущего и составила 28,9% в натуральном выражении (данные исследовательской компании Nielsen).