Шоковая терапия для GM

Лидер автомобилестроения - компания General Motors - планирует сократить свой трудовой коллектив на 30 тыс. работников до 2008 года и закрыть 23 завода

Данное сокращение является составной частью плана по выходу из кризиса компании. Также предусмотрено закрытие заводов в США. «Мероприятия очень болезненны, но необходимы, для того чтобы привести структуру наших издержек в конкурентоспособное состояние», - заявил глава концерна Рик Вагонер на пресс-конференции в Детройте.

Основной удар – по США

Главным образом, пострадает бизнес в США, где GM по итогам девяти месяцев текущего года терпит убыток в $4,1 млрд. Если закрыть заводы, то производство автомобилей до 2008 года здесь уменьшится на 20% - с 5,2 до 4,2 млн. единиц. Подобное сокращение соответствует годовому выпуску Mercedes или BMW. По мнению Вагонера, рационализация позволит снизить операционные издержки, которые на данный момент составляют $40 млрд., на $7 млрд. уже до конца 2006 года. До сих пор речь шла только о $5 млрд. Производственные возможности автогиганта, которые составляют 33% от совокупных автомощностей США, загружены только на 74%. Доля рынка GM в США снизилась до 80-летнего минимума и составляет 25%.

Ничего нового

О том, что планируется снижение производства, Вагонер объявлял уже в июне на общем собрании акционеров. Но тогда он говорил о сокращении только 25 тыс. мест. «Масштабы сокращения производственных мощностей значительно превзошли наши ожидания», - комментирует намерения компании Химаншу Пател из JP Morgan.

GM, владелец таких элитных марок, как Chevrolet, Cadillac и Buick, годами борется с проблемами сбыта на своем родном американском рынке. За последние годы детройтский концерн уже сократил производство на миллион авто. Сейчас в планах концерна закрытие 23 заводов в США, включая четыре завода, которые производят комплектующие. От подобных шагов не в восторге профсоюзы. Так, шеф отраслевого профсоюза UAW Рон Геттельфингер заявил, что его организация будет занимать очень жесткую позицию во время переговоров с руководством концерна относительно компенсаций увольняемым работникам. Европейский сегмент GM также подлежит санации. «Здесь мы также попытается стать рентабельными так быстро, насколько это возможно», - заявил пресс-секретарь концерна в Цюрихе. Однако, скорее всего, ранее намеченное сокращение 12 тыс. сотрудников ужесточаться не будет.

Банкротство – не дождетесь

Разговоры о банкротстве GM приутихли, после того как Вагонер направил специальное письмо всему трудовому коллективу, в котором заверил, что такая опасность не грозит. Это заявление повысило стоимость акций автопроизводителя и уменьшила издержки инвесторов на защиту долговых ценных бумаг компании от дефолта. Для защиты ценных бумаг от неплатежей и снижения кредитоспособности эмитента инвесторы используют так называемые кредитные свопы. Чтобы приобрести такую защиту покупатель платит годовой платеж и получает кредитный своп на всю сумму долга. Продавец же кредитного свопа принимает на себя обязательство рассчитаться по непогашенным ссудам или облигациям. Таким образом, если дела компании-должника налаживаются, кредитный своп как элемент защиты падает в цене. И, наоборот, в случае ухудшения дел, риск дефолта растет и как следствие дорожает защита от него. Еще неделю назад такие свопы продавали за $2 млн. плюс премия $500 тыс. в год, чтобы застраховать 10-миллионный долг GM на пять лет. Накануне, по данным Deutsche Bank и ABN Amro NV, подобные бумаги можно было купить за $1 млн.