События в Крыму и на Донбассе уменьшат годовые продажи компании на 5-7% — глава "Монделис Украина"

Тарас Лукачук, вице-президент и территориальный директор "Монделис" Украина, Восточная Европа и Центральная Азия, рассказал Delo.UA о перспективах кондитерской отрасли в условиях сложной политической и экономической ситуации в Украине

Тарас, уточните итоги работы отрасли в первом полугодии текущего года. Что можно ожидать по итогам года?

Рынок продуктов питания начал стагнировать еще в третьем квартале 2011 года. С этого момента и по нынешнее время потребрынки показывают рост в лучшем случае 2-3% в год, некоторые позиции падают на 10-15%. Это если мы исчисляем в деньгах. В натуральном выражении ситуация еще хуже.

Вторая половина 2011 года стала поворотным моментом в развитии потребительских рынков в Украине, ведь ранее ежегодный рост составлял 5-15%.

Компании оказались в условиях, в которых рост продаж возможен был лишь при увеличении рыночной доли компании. По итогам 2012 года наша компания росла на уровне рынка, может немножко больше — 5-7%. Прошлый 2013 год мы закрыли двузначным ростом. Мы увеличили доли рынка по всем категориям, в которых работает компания (таких категорий пять).

Что касается этого года, то для производителей продуктов питания первый квартал был сложным — падение составило порядка 5%.

Ситуация во втором квартале была аналогичная второму кварталу 2013 года — небольшой рост рынка в районе 3-5%.

По итогам всего года, вероятнее всего, если и будет рост, то минимальный — максимум 2%. Падение потребления в отдельных категориях зависит от "импульсивности" покупки. Нужно учитывать, что данные этого года будут сравниваться с показателями прошлого, которые были достаточно низкие.

Лишь в 2015 году можно ожидать рост рынка — на уровне 10-15%.

Как сказалась на работе компании политическая ситуация в Украине?

Компания "Монделис Украина" продолжает поставки продукции в Крым, и никаких изменений в ближайшее время не планируется.

Мы продолжаем частично поставлять продукцию в Донецкую и Луганскую области. Главное для нас — безопасность людей. Если мы можем работать на определенной территории, мы работаем, не можем — не работаем.

Понятно, что политические события сказываются на операционных показателях компании. В Крыму высокого туристического сезона нет, значит продажи более низкие. В двух областях — военные действия. Последствия для компании будут, но не драматические. По итогам года можно ожидать снижение продаж на уровне 5-7%.

Какие перспективы открываются для Украины в контексте открытия европейского рынка?

Для международной компании размещение производства в Украине является достаточно эффективным. Если 20 лет назад проходил процесс переноса производственных мощностей из Западной Европы в Восточную, то на данном этапе вполне вероятным кажется перенос мощностей из Восточной Европы в Украину. Украинские производственные площадки являются одними из самых низкозатратных во всей Европе. Для Украины это очень хорошо, это будет означать рост капитальных инвестиций в производство. В Украине реально наладить производство продукции, к примеру, для немецкого или польского рынков.

Нужно ли компании проходить дополнительные проверки, сертификации для экспорта в ЕС?

В странах ЕС есть свои нормы, требования к сертификации продукции. Вероятно, мы также должны будем провести адаптацию, но минимальную.

Поставляете ли продукцию в Россию? Есть ли сложности?

В России у "Монделис" есть собственные производственные мощности. Тем не менее, отдельные виды продукции мы поставляем. На данный момент особых проблем нет.

Справка. Компания "Монделис Украина" (ранее "Крафт фудз Украина") входит в состав группы компаний Mondelēz International.

Компания работает в Украине с 1995 года. В состав компании входят Тростянецкая кондитерская фабрика (Сумская область) и Вышгородский филиал по производству картофельных чипсов (Киевская область).

Компания реализует продукцию под торговыми марками Jacobs, Carte Noire, "Корона", Milka, "Ведмедик "Барни", OREO, TUC, "Belvita! Доброе Утро!", "Люкс", Halls, Dirol, Picnic и Tassimo.