Соус из Open Source. Как открытые технологии двигают прогресс и дают бизнесу независимость

От бесплатных браузеров к доморощенному искусственному интеллекту. Как Open Source двигает технологический прогресс? И почему он нужен бизнесу?

Open Source в этом году исполняется 20 лет. В январе 1998 года Netscape Communications Corporation приняла решение разрабатывать web-браузер Netscape Communicator как открытое программное обеспечение, чтобы выиграть конкурентный бой у Microsoft и его Internet Explorer. Спустя пять лет благодаря этому шагу появилась Mozilla Firefox. 

Давний спор между проприетарщиками и открытым ПО постепенно заканчивается. В 2016 году жесткий и закрытый Microsoft присоединился к Linux Foundation. Уже открыт исходный код .NET Core 1.0, PowerShell, Visual Studio Code и Edge. Open Source покоряет мир и оптимизирует бизнес-затраты. Но за счет чего?

В мире разработчиков — чистый креатив

Людям не из IT-сферы не всегда понятно, для чего разработчику после 8-часового рабочего дня заходить на GitHub (веб-сервис для хостинга и совместной разработки ПО, крупнейший агрегатор Open Source проектов) и снова писать код, разбираться в потемках чужих строк. Неужели недостаточно рабочих задач?

Дело в том, что IT — это один из сегментов креативной экономики, и в нем действуют законы творчества. Мало кто удивится журналисту, который в свободное от редакционных нагрузок время пишет статьи и посты "для души". Или дизайнеру, рисующему картинки в перерыве между сдачей макетов заказчику. Программистам тоже хочется креативить — просто у них свои площадки.

Феномен Open Source именно в том, что на него нет давления коммерциализации. Когда продукт создается для какого-то конкретного клиента, простора для фантазии не так много. В Open Source намного больше творчества для инженеров, специалистов и это как раз то, что нужно таким развивающимся направлениям в Украине.

Люди приходят на GitHub свободно, разные и много. Они хотят работать над тем, что им действительно интересно. И все вместе они вносят гораздо больше разнообразия, функциональности, возможностей в продукт, чем какая-то проприетарная компания. Грубо говоря, когда мы собираем команду людей по интересам и с разными точками зрения, мы можем создать что-то более яркое, чем коммерческая команда, у которой есть дедлайны и заданные рамки работы. Open Source и ПО с открытым кодом могут создать более креативные и гибкие продукты с большей синергией.

Речь не только об IT-компаниях. Open Source — это яркий пример того, как увидеть большой мир через IT.

Например, большая часть операционной системы Linux — это Open Source. Любой программист, который соответствует технической квалификации, может довнести в него какую-то часть. В каком проприетарном продукте можно сделать такие вещи? Там все закрыто, особенно если это сервисные компании. В open-source ценится результат и его рабочая реализация, а не красивая упаковка процесса и обещаний. Такой принцип обычно называется meritocracy — отличная альтернатива традиционной структуре управления. GitHub и другие компании очень активно его используют.

Open Source — это креативность и демократические подходы к инновациям. Именно поэтому GitHub стал площадкой для творчества и зарождения крутых продуктов. По его отчету за 2017 год 24 млн пользователей по всему миру и 1,5 млн организаций вносят свой вклад в Open Source сообщество.

В мире бизнеса — независимость

Если же говорить не только о производителях ПО, а и о потребителях, то компании тоже все больше смотрят в сторону открытых решений. Бизнес не хочет быть зависимым от проприетарных решений. Причин несколько.

С одной стороны, коммерческое ПО разрабатывается индивидуально, с учетом пожеланий важных пользователей. С другой — не может обеспечить технологической базе каждой конкретной компании достаточную гибкость. Если возникает какая-то проблема, которую один вендор покрыть не может, начинаются танцы с совместимостями, форматами данных и версиями.

К тому же, сосредоточившись на одном производителе ПО, бизнес превращает его в управляющего, загоняя себя в vendor lock-in. Ведь последний без особых уточнений у клиента может поднимать цену лицензии или играть с функционалом продукта. Часто выход из этой зависимости стоит очень дорого, вплоть до смены технологической платформы и команды специалистов.

С Open Source продуктами такая проблема не возникнет. Компания может менять открытые разработки по своему усмотрению.

Продуманные ходы

В начале года в технологическом мире привлекло внимание одно важное событие. Google выложил в свободный доступ для разработчиков Cloud AutoML. Это набор инструментов, который помогает быстро погрузиться в тему машинного обучения даже тем программистам, кто от нее далек.

Специалистам и компаниям, которые работают с machine learning, Google открыл доступ к огромному куску своего интеллектуального продукта. Разработчики любого уровня получили очень сильный бесплатный инструмент для внедрения machine learning (ML) и artificial intelligence (AI) в свои решения. Поэтому в Open Source сообществе событие вызвало резонанс. Но что за ним стоит? И почему гиганты стимулируют Open Source, а не укрепляют собственную монополию?

Широкий жест со стороны Google может сильно повлиять на развитие индустрии в целом. Свободный доступ к Cloud AutoML позволяет использовать его инструменты в самых разных проектах. А направление  будет однозначно развивать IT-индустрию в ближайшие 10-20 лет. Кто знает, сколько лет Google сэкономил миру для технологического развития.

В чем выгода Google? Зачем подобные акции ежемесячно проворачивают Facebook, Amazon, тот же Microsoft? Ведь если крупные вендоры инвестируют в machine learning и artificial intelligence миллионы и миллиарды долларов и закроют свои разработки, то у 99% IT-разработчиков нет возможности конкурировать. Что, по идее, хорошо для вендоров. 

Все сложно и просто одновременно. Открыть технологические решения — это чисто коммерческая задача их продвижения. Так IT-гиганты стараются расширить проникновение своей экосистемы во внешнюю среду: интегрируются с миром, привлекают разработчиков для пользования их продуктами, дают льготы и бенефиты. Мы не успеваем моргнуть глазом, как возникает масса людей, которые привыкают к Google, интегрируют решения Amazon в свои платформы, формируют сообщество защитников Microsoft.

Так что глобальные производители преследуют чисто коммерческий интерес и цель его — захват мира. В фигуральном, бизнесовом смысле, конечно же. И с пользой для мира.