НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Столкнуть с мели: что ждет речной транспорт в Украине

В Украине есть несколько крупных рек, однако их судоходный потенциал используется лишь частично. Delo.UA в беседе с главой профильной ассоциации выясняло, что же необходимо сделать для развития речного судоходства
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

По территории Украины протекают три судоходных реки, причем две из них входят в топ-5 крупнейших европейских рек. Вместе с тем речной транспорт у нас уже который год плотно "сидит на мели". Сейчас есть шанс, что он наконец-то станет полноценным участником транспортной инфраструктуры страны. Что для этого необходимо, Delo.UA выясняло у исполнительного директора Ассоциации "Реки Украины" Дмитрия Козаченко.

- Какова ситуация с использованием речного транспорта в Украине?

- В Украине есть три крупные судоходные реки, наибольшая из которых — это Днепр. Вот только речного транспорта на них совсем мало, хотя лето в разгаре и водные артерии могли бы активно перевозить и пассажиров, и грузы. Ведь по официальным оценкам, пропускная способность внутренних водных путей нашего государства составляет 60 млн тонн.

Однако количество пассажирских перевозок стремительно сокращается. Если в 2000 году они охватывали 2 млн человек, то в 2014 — уже вдвое меньше, то есть 1 млн человек. А это лишь 0,1% от общих перевозок пассажиров по стране.

С доставкой грузов по нашим рекам ситуация тоже не сложилась. В том же 2000 году их было перевезено 8,3 млн тонн, а в 2014 — только 3 млн тонн.

- Почему так?

- Во всем мире этой сфере действительно уделяют повышенное внимание, ведь речной транспорт — самый экологический. А для Запада, как известно, это уже показатель! Обратите внимание, как они развивают производство электромобилей и какие преференции предоставляют производителям альтернативных видов энергии.

В Украине до этого пока, к сожалению, не дошли. У нас речной транспорт оказался на обочине и конкуренции с наземными видами транспорта не выдерживает. Хотя он менее энергозатратен — в отличие от железнодорожного или автомобильного.

Украинские речные суда стареют — сегодня более 80% из них морально и физически устарели, срок их эксплуатации превышает 20 лет.

Возраст некоторых судоходных шлюзов на Днепре тоже приближается к предельному — 70 лет. Я знаю мнения специалистов, которые утверждают, что эти объекты так скудно финансировались, что дальнейшая их эксплуатация может угрожать реальной техногенной катастрофой.

Недостаточное финансирование привело и к тому, что за два с половиной десятилетия длина речных судоходных путей сократилась почти в два раза. И все потому, что не хватало денег на поддержание глубин.

Река Днепр в районе Запорожья

- Можно ли сказать, что отсутствие необходимого финансирования является главной причиной упадка речного транспорта?

- Обычно говорят, что для полноты счастья не хватает денег. Но в данном случае я бы сказал: не хватает денег и должного порядка. А откуда он возьмется, если до сих пор нет отраслевого закона о внутреннем водном транспорте? Работа над ним уж слишком затянулась, мы наблюдаем постоянные доработки и согласования, но не видим конечного результата.

- Но ведь проект упомянутого вами закона уже подан на рассмотрение Верховной Рады.

- В стране есть закон о морских портах, и все почему-то пытаются по аналогии применить его нормы к речным портам. Есть также устаревшее законодательство, которое писалось 10-15 лет назад. Но оно уже давно не отвечает нынешним реалиям.

Украине нужен современный закон, который регулирует ведение бизнеса на внутренних водных путях страны, обеспечивает надлежащее содержание речной инфраструктуры и равный доступ к ней всем участникам рынка.

Проект закона "О внутреннем водном транспорте" действительно еще в декабре 2015 года был принят к рассмотрению в Верховной Раде. Это был уже доработанный вариант, который подготовила группа народных депутатов совместно с Министерством инфраструктуры.

Наша Ассоциация также подключилась к работе над законопроектом. Надеялись, что народные депутаты, понимая, в каком тяжелом положении оказалась отечественная речная отрасль, в том числе пассажирские и грузовые перевозки, не будут затягивать с принятием документа. Но наши ожидания не оправдались. Рассмотрение законопроекта переносилось из месяца в месяц до тех пор, пока народные депутаты не ушли на летние каникулы.

- Что затягивает принятие этого законопроекта?

- На этот счет существуют разные мнения, якобы крупные компании и предприятия не поддерживают этот проект закона, полагая, что после его принятия государство усилит контроль над деятельностью бизнес-структур, работающих на этом рынке.

До сих пор немало споров возникает вокруг предложения о введении так называемого речного сбора. Некоторые называют его дополнительным налогом, который способен обременить бизнес, и поэтому категорически выступают против его введения.

По нашему мнению, полученные с речного сбора деньги можно направить на организацию эффективного и безопасного использования речных водных путей и важных инфраструктурных объектов. Эти средства можно также вложить в навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства на речных водных путях, формирование аварийного фонда и пр.

Не менее сложен вопрос, который касается создаваемой Администрации речных водных путей. Точнее, ее финансирования. Авторы законопроекта предлагают содержать ее за счет речного сбора. Не все участники рынка это поддерживают. Наша Ассоциация полагает, что эта структура должна финансироваться государственным бюджетом. Хотя мы не исключаем и других источников поступлений средств.

- Сложно ли отстаивать свои позиции перед государственными структурами, бизнесом?

- Отстаивать непросто, но ведь без сотрудничества мы тоже не обойдемся. Мы заинтересованы работать с центральными органами власти, особенно с профильными. С местными госадминистрациями тоже нужно сотрудничать. Определенных успехов уже удалось добиться — находим поддержку и взаимопонимание по некоторым вопросам.

Но бывают и казусы. Например, мы хотели войти в Общественный совет при Государственной службе Украины по безопасности на транспорте, который должен был наладить взаимодействие общественности с государственным органом, а также осуществлять общественный контроль над его деятельностью.

Но по не понятным нам причинам Ассоциация получила отказ, в котором сослались на некоторые технические неувязки. Поскольку эта информация не соответствовала действительности, мы обратились в Окружной административный суд г. Киева, чтобы обжаловать создание Общественного совета. Теперь мы будем настаивать на том, чтобы действующий состав Совета отменили, а процедуру его создания провели заново. Нарушения нужно исправлять.

- Какие еще вопросы приходилось решать Ассоциации?

- Нужно сказать, что сегодня на реках Украины очень остро стоит вопрос незаконной добычи песка и дальнейшей его транспортировки. Горе-добытчики не оформляют разрешительных документов, не платят налогов, значит огромные суммы денег идут в обход государственного бюджета.

С другой стороны, нужно помнить и о возможных экологических и даже техногенных последствиях. Очень часто незаконная добыча песка ведется в период нереста, а от этого страдают биоресурсы рек, с каждым годом рыбы становится все меньше. Кроме того, "черные добытчики" могут заниматься своей деятельность около опор мостов, причалов, что может повлечь разрушение конструкции. Это уже серьезный вопрос.

Приведу такой пример. Пару лет назад в Каменско-Днепровском районе Запорожской области частный предприниматель организовал незаконную добычу песка, подкопав дамбу Каховского водохранилища до опасного уровня. Это угрожало разрушениями во время паводка. Предприниматель добывал песок промышленным способом, чтобы поставлять его строительным компаниям. В процесс тогда вмешались экологи и правоохранительные органы. Но, к сожалению, остались другие незаконные "копатели", они продолжают свою работу.

Это острая проблема для всей Украины. Мы стараемся пресекать такую незаконную деятельность. Но нужно понимать, что в этой сфере крутятся очень большие деньги, поэтому кардинально изменить ситуацию к лучшему совсем непросто.

- Одним из недостатков речного транспорта называют невозможность его работы в зимний период. Что вы скажете на этот счет?

- В Украине есть так называемый межнавигационный период. Ввиду погодных условий в это время запрещена эксплуатация внутренних водных путей, что влечет за собой отсутствие судоходства на реке. Также это не позволяет речным портам полноценно осуществлять перевалку. И "проблемность" межнавигационного периода в том, что на это время грузовладельцы ищут другие варианты логистики, пользуются автотранспортом или железной дорогой.

За последние пять лет этот период длился с начала декабря до начала апреля — в целом около 150 суток. Прошлый год стал исключением — межнавигационный период составил всего 46 суток, так как зима была очень теплой.

Поскольку украинские зимы все больше напоминают европейские и погода остается довольно теплой, не исключено, что межнавигационный период сократится до месяца или даже до половины месяца. А это, в свою очередь, увеличит количество судоходных рейсов в период навигации и существенно повысит конкурентоспособность речного транспорта. Например, если говорить о Днепре, то в 2014 году по сравнению с 2013-м количество рейсов в период навигации увеличилось на 79,2%, до 5538.

Шлюзование на Днепре

- В странах Евросоюза речной транспорт очень развит. Насколько мы можем использовать их опыт работы?

- Одной из важнейших транспортных артерий в Европе является река Дунай. По ней постоянно осуществляют и внутренние, и международные перевозки.

В Украине такой перспективной транспортной артерией является Днепр. Он проходит по территории восьми областей, в большинство из которых развита аграрная отрасль. Поэтому, например, перевозка зерна по Днепру, его доставка в морские порты — вопрос актуальный и перспективный. Специалисты допускают, что как минимум треть из 20 млн тонн экспортируемого зерна можно подвозить к морским портам, используя потенциал рек. Кроме зерновых, по рекам Украины более всего перевозят стройматериалов, руды, угля.

Внутренние водные ресурсы Украины включают около 30 крупных рек. Однако сейчас даже инфраструктура Днепра используется на 15%. Это довольно невысокий показатель. Перевозки с использованием внутренних водных путей в Украине составляют 0,5%. А в Евросоюзе эта цифра в среднем 7%.

Поэтому реформирование и модернизация отрасли — это ее европейское будущее.

СПРАВКА:

Ассоциация "Реки Украины" появилась в августе 2015 года. Ее создали два отраслевых предприятия — Черниговский речной порт и Первый экспедиционный отряд подводных и гидротехнических работ. Сегодня членами Ассоциации являются более 20 компаний и предприятий, которые работают в речной отрасли и хотят, чтобы строился новый речной флот, открывались новые порты и терминалы. Ведь это повлечет за собой развитие регионов. Ассоциация также ведет работы по дальнейшему привлечению новых участников и открыта для сотрудничества.