Крупный бизнес 08 октября 2009 в 7:48

Тимошенко и "Лукойл" не договорились

Президент компании «Лукойл» Вагит Алекперов лично посетил Киев, чтобы решить проблемы подконтрольного Одесского нефтеперерабатывающего завода

«Лукойла» Вагит Алекперов посетил Киев. В украинской столице он планировал решить вопрос с поставками нефти на Одесский нефтеперерабатывающий завод, входящий в состав «Лукойла». Как сообщало «ДЕЛО» (№159 от 02.10.09 г.), проблемы у Одесского НПЗ возникли в начале октября. Госоператор магистральных нефтепроводов «Укртранснафта» изменил маршрут транспортировки сырья на предприятие, который невыгоден «Лукойлу».

Алекперов планировал обсудить эту проблему лично с премьер-министром Юлией Тимошенко. Однако, как сообщили в пресс-службе «Лукойла», встреча не состоялась «по не зависящим от россиян причинам».

Подпишитесь на канал DELO.UA

В пресс-службе Кабмина вчера не смогли уточнить, что помешало переговорам президента «Лукойла» Вагита Алекперова и премьера Юлии Тимошенко. В то же время, по данным «ДЕЛА», они провели телефонный разговор. Очевидно, стороны договорились перенести встречу. Так, в «Лукойле» уже сообщили, что поставки нефти на Одесский НПЗ будут обсуждаться во время следующего визита главы российской компании в Киев. Дата поездки пока не уточняется.

За время пребывания в украинской столице Алекперов смог встретиться с другими украинскими чиновниками. В частности с министром топлива и энергетики Юрием Проданом. «Мы обсудили с ним ситуацию, выслушали позицию «Лукойла» и дали распоряжение разобраться в ситуации с поставками нефти на Одесский НПЗ», — рассказал министр «ДЕЛУ».

История конфликта


До недавнего времени нефть для Одесского НПЗ транспортировалась по Приднепровским магистральным нефтепроводам (маршрут Лисичанск — Кременчуг — Одесский НПЗ). «Укртранснафта» предложила заводу задействовать маршрут 32-й км госграницы Украины с Беларусью — Броды — Одесский НПЗ.

Необходимость в изменении маршрута для Одесского НПЗ возникла в связи с заявкой Кременчугского НПЗ о намерении качать легкую каспийскую нефть по Приднепровским магистральным нефтепроводам в обратном направлении (из Одессы в Кременчуг). Напомним, что этот завод входит в состав компании «Укртатнафта», контролируемой группой «Приват». Эта же группа контролирует нефтеперерабатывающий комплекс «Галичина», который до трудоустройства в «Укртранснафте» возглавлял Александр Лазорко.

Помощник генерального директора Одесского НПЗ Александр Бибик уверяет, что транспортировка нефти через Броды будет обходиться его предприятию значительно дороже за счет необходимости прокачки нефти на большее расстояние (в частности по территории России и Беларуси). Как подсчитали на НПЗ, при транспортировке нефти по Приднепровским магистральным нефтепроводам прокачка одной тонны обходилась в $32,94. По новому маршруту стоимость возрастет до $38,95. Такое увеличение затрат (около $6 на тонне), согласно заявлению НПЗ, делает невыгодной переработку российской нефти. В связи с этим руководство завода приняло решение о его остановке.

нпз лукойлАльтернативные варианты


В то же время руководитель «Укртранснафты» Александр Лазорко уверяет, что, кроме упомянутого маршрута (32-й км госграницы Украины с Беларусью — Броды — Одесский НПЗ), заводу было предложено еще три варианта поставок нефти. Один из них — сократить время поставки месячного объема нефти по Приднепровским нефтепроводам с 30 до 4-5 дней (путем временного размещения сырья в резервуарах компании «Эксимнефтепродукт» в Одессе с последующей равномерной поставкой нефти на НПЗ), чтобы в другие дни нефть качалась в сторону Кременчуга. Второе предложение — транспортировать нефть танкерами в Одессу из российского морского порта в Новороссийске. Третий — Кременчугский НПЗ будет потреблять часть тяжелой российской нефти, поставляемой для Одесского НПЗ по Приднепровским нефтепроводам, а потом замещать ее россиянам каспийской нефтью (при этом предполагается доплата за качество легкой нефти). «К сожалению, ни один из этих вариантов не был воспринят Лукойл-Одесским НПЗ, — уверяет Лазорко.

Директор консалтингового агентства «А-95» Сергей Куюн считает, что все предложенные «Укртранснафтой» варианты невыгодны «Лукойлу». «Они ставят россиян в зависимость от решений группы «Приват». Если нефть будет замещаться, никто не сможет дать гарантии, что каспийская нефть будет поставляться так же, как российская. Если сырье пойдет морем, его надо будет переваливать через принадлежащий «Привату» Одесский нефтетерминал», — говорит эксперт.

Вместе с тем существует мнение, что «Лукойл» остановил завод не потому, что поставка нефти через Одесский НПЗ невыгодна. Как утверждает аналитик компании Uресо Геннадий Кобаль, российская компания могла просто не успеть подать заявку на транспортировку нефти для своего завода в объеме 200 тыс. тонн на октябрь. Однако преподносит причины по-иному. «В начале этого года «Лукойл» поставлял нефть через Одесса — Броды, как и многие другие российские компании, которые прогоняют по этому трубопроводу экспортные объемы нефти. И никто не говорит, что это невыгодно», — отмечает Кобаль.

Читайте также:

Одесский НПЗ вылетел в трубу

"Укртранснафта" принуждает Одесский НПЗ к закрытию

Отечественные нефтяники борются за серу


Загрузка...
Новое видео
Як залишатися у попиті і вміти пристосовуватися до змін — Валерія Заболотна
Загрузка...