ТНК-ВР приостанавливает работу Лисичанского НПЗ. В компании решают, что делать с заводом дальше

Со следующего месяца ТНК-ВР приостанавливает поставки сырья на Лисичанский нефтеперерабатывающий завод и начинает ремонтные работы. Причина таких действий — убыточность производства

Компания ТНК-ВР приняла решение приостановить поставки сырья на Лисичанский НПЗ и с марта 2012 года начать на заводе ремонтные работы. Как пояснили "Делу" в пресс-службе ТНК-ВР, на такой шаг компания решилась, поскольку не видит перспектив нефтеперерабатывающей отрасли в Украине.

"Очевидно, что в ближайшем будущем ситуация вряд ли изменится и переработка нефти на ЛИНИКе как для украинского, так и для российского рынка останется убыточной", — отметили в пресс-службе.

В 2010 году ТНК-ВР в Украине закончила с убытком в $68 млн. В 2011 году ЛИНИК работал по давальческой схеме (переработанное топливо отправлялось в Россию). Однако с конца прошлого года давальческая переработка начала терять экономическую привлекательность вследствие введения Россией новых налоговых норм и изменений на российском рынке нефтепродуктов.

При этом компания заверяет, что Лисичанский НПЗ продолжит выполнять свои обязательства по контрактам на поставку нефтепродуктов и сделает все возможное, чтобы полностью обеспечить необходимыми объемами своих клиентов и потребителей.

"НПЗ ЛИНИК, принадлежащий ТНК-ВР, продолжит работать до тех пор, пока не будет вынесено финальное решение относительно дальнейших действий компании на рынке Украины. Данное решение будет приниматься исключительно в соответствии с внутренним регламентом компании", — сказали в пресс-службе.

В то же время в ТНК-ВР не стали комментировать, какие именно ремонтные работы будут проводиться на ЛИНИКе и когда они закончатся.

По мнению опрошенных "Делом" экспертов, высока вероятность, что ТНК-ВР может остановить завод надолго. Компания решила пойти по стопам своих российских коллег из "Лукойла", остановивших почти 1,5 года назад подконтрольный им Одесский НПЗ.

"Это (остановка ЛИНИКа) связано как с политикой государства, которое не создает инвесторам условия для работы в нефтеперерабатывающей отрасли, так и с объективными причинами — сегодня многие мировые НПЗ поставлены на грань выживания из-за высоких цен на нефть", — сказал "Делу" директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.

По его словам, уже давно НПЗ в мире работают с минимальной прибылью, а при постоянном росте цен на нефть многие заводы терпят убытки: "В прошлом году в мире 150 НПЗ были остановлены или перепрофилировали деятельность".

Также негативно влияет на отечественную нефтепереработку нежелание инвесторов вкладывать средства в модернизацию украинских НПЗ.

"В основном на Лисичанском НПЗ, впрочем, как и на Одесском НПЗ, проводились косметические работы. А вот инвестиций в ключевое направление — увеличение глубины переработки — мы не видели. Сегодня на ЛИНИКе при переработке нефти получается около 30% мазута. Это фактические отходы. А в США, к примеру, глубина переработки составляет 90-95% — безмазутное производство. Из нефти получают топливо и керосин. На Одесском НПЗ получают 50% мазута. Поэтому нашим заводам сложно конкурировать", — отмечает эксперт.

Кроме того, отечественным НПЗ довольно сложно работать в условиях засилья на рынке контрабандного топлива. В то же время эксперты считают, что остановка Лисичанского НПЗ никоим образом не отразится на рынке нефтепродуктов.

"Лисичанский НПЗ практически не работал на внутренний рынок Украины. Поэтому его остановка не скажется на ценах на топливо", — считает Куюн.

В свою очередь аналитик компании UPECO Александр Сиренко не исключил, что в связи с планами приостановить работу Лисичанского НПЗ правительство Украины может пойти на определенные уступки заводу.

Ранее ТНК-ВР требовала ввести заградительные пошлины на импортное топливо, в частности, из Беларуси, объясняя это тем, что соседские НПЗ получают сырье без пошлин, то есть гораздо дешевле украинских заводов.