Буквально десятилетие назад сегмент онлайн торговли был представлен преимущественно крупными интернет-магазинами бытовой техники, предлагающими всевозможные гаджеты. Сегодня ситуация в корне изменилась. Покупать через интернет стало интересно, удобно и выгодно. Большая часть продавцов выровняла цены офлайн и онлайн, и теперь в интернет-магазинах покупают все, от крупной бытовой техники до нижнего белья и сладостей к чаю.
По итогам 2017 года e-commerce Украины "подросла" на 30%. В денежном выражении эта цифра составила 50 млрд грн. И хотя в розничном товарообороте страны интернет-торговля занимает лишь скромные 3,5%, динамичный рост данного сегмента сегодня очевиден. Онлайн продавцы стремятся максимально соответствовать ожиданиям покупателей: активно экспериментируют с форматами, берут на вооружение модели бизнеса международного образца, сотрудничают с розницей.
Тренд первый. Торговля без границ
Если говорить о трансграничной торговле — тренд является глобальным. Для сегодняшних потребителей вполне естественно приобретать товары в интернет-магазинах других стран. Украинские игроки онлайн рынка этот тренд также учитывают, приобретая навыки получения прибыли от кросс-бордерной торговли.
Проведенное GfK исследование показало, что украинцы активно делают покупки на Amazon. Эта площадка, также как AliExpress и eBay, пользуется наибольшей популярностью среди иностранных онлайн продавцов. За 2017 год "Нова Пошта Интернешнл" организовала украинцам доставку товаров на сумму $20,5 млн. А это в 10 раз больше, чем годом ранее.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: По ту сторону интернет-магазина: как товары попадают к нам в дом?
Тренд второй. Омниканальность, виртуальные полки и новые сервисы
Google удалось установить, что для 85% пользователей вполне естественно использовать несколько устройств для совершения одной покупки. Смартфон, планшет, обычный компьютер и телевизор помогают искать нужные товары и услуги, сравнивать цены, читать отзывы о понравившемся продукте. Скоро к ним присоединятся еще и VR-устройства. Виртуальной реальности под силу изменить электронную коммерцию. Даже офлайн сегмент использует ее преимущества: тенденцией последних лет является сокращение торговых площадей за счет использования магазинами виртуальных полок.
Расширяется интернет-география международных ритейлеров. В 2018 году онлайн покупки смогут делать украинские любители брендов LC Waikiki и LPP. Этот год ознаменовался запуском интернет-площадки drogerie-ритейлера EVA. А его известный конкурент — Watsons — опередил "коллегу" на полтора года и сегодня имеет уже около 7 тысяч покупок ежемесячно.
Заставить диджитализацию работать на себя пытаются и в Arricano: в ТРК "Проспект" представили собственное мобильное приложение Prospektus. В нем можно хранить все карты лояльности, получать скидки и кэшбеки, экономить на всех покупках, если совершать их с помощью приложения.
Интернет ритейлерам интересно стать ближе к своему покупателю. И они пытаются искоренить главный страх всех, кто покупает товары через интернет. Страх того, что товар им не подойдет. В прошлом году LeBoutique предложил своим покупателям несколько свежих сервисов, среди которых онлайн примерка, персональные фильтры и реферальная программа для друзей.
Интересной и перспективной является практика использования чатботов — помощников в шопинге. Они обеспечивают полную автоматизацию при ответах на вопросы, которые касаются продуктов. У потребителя складывается впечатление оперативного взаимодействия с продавцом, и это несомненный плюс для имиджа компании. Будущее покажет, понравится ли покупателям такой диалог с продавцами, и где проходит граница общения с ботами. Не исключено, что в ближайшем будущем компании смогут отказаться от содержания отделов по обслуживанию клиентов.
Тренд третий. Акцент на мобильные приложения
Смартфоны для развития электронной коммерции чрезвычайно важны. Покупки, которые делаются с таких мобильных устройств, — это треть от всего объема продаж. С развитием мобильных технологий цифра будет только расти. Google уже внедрил услугу Mobile First Indexing. Она призвана улучшить индексацию мобильных версий интернет-страниц. Самые свежие данные Shoper свидетельствуют, что больше всего изменениям подвержена модная индустрия. Здесь от мобильных транзакций приходит треть заказов.
Лишиться трети платежеспособной клиентуры не захочет никто из ритейлеров. В 2017 году игроки рынка онлайн торговли занимались совершенствованием своих мобильных версий. В 2018 году они переключатся на повышение эффективности использования данных и, вероятно, займутся улучшением конверсии.
Тренд четвертый. Переход в офлайн
Интернет ритейлеры нацелены на расширение своего офлайн присутствия. Более 36% из них уже озаботились внедрением мультиканальной стратегии с онлайн и офлайн каналами продаж.
Онлайн ритейлерами открывается все больше офлайн представительств. В 2017 году на всей территории Украины открыли свои двери центры выдачи modnaKasta и LeBoutique. Для офлайн покупателей открылся первый супермаркет Rozetka — традиционный магазин, где есть электронные ценники, кассы, примерочные и невероятный выбор товаров, от электроники до продуктов питания. Ходят слухи, что следующий супермаркет под этой вывеской может открыться в Харькове.
LeВoutique также планирует открытие новых центров выдачи в разных уголках Украины, расширение ассортимента, добавление новых товарных категорий. Бренд будет работать и над улучшением мобильного приложения.
Тренд пятый. Использование видеоконтента
По мнению большинства аналитиков, использование видеоконтента — весьма привлекательный канал взаимодействия с потребителями. Он позволяет познакомиться с продуктом во всех деталях и увеличивает конверсию.
Страницы, где есть видеоконтент, ставятся выше в поисковой выдаче, включая и ленту Facebook. Если верить статистике, с помощью видеоконтента продажи возрастают на 60 или даже 80%. Не нужно быть гениальным аналитиком, чтобы понять, что в ближайшем будущем все онлайн магазины будут использовать видео в описании своих товаров и услуг. Здесь, конечно, нужны дополнительные ресурсы, но они гарантированно окупятся.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram