Uber и каршеринг: альтернативы такси и личному автомобилю, которые могут появиться в Украине

Вчерашняя акция протеста киевских таксистов против появления Uber в Украине достигла, кажется, прямо противоположного эффекта: теперь еще больше людей узнало об этом сервисе заказа автомобиля
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Участвовавший в акции глава профсоюза таксистов Украины Василий Попик утверждает, что таксисты выступают не против сервиса Uber, а за то, чтобы все участники рынка такси, включая еще не появившийся Uber, работали в равных условиях. Ему вторит председатель правления Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк: "Киевские таксисты не боятся Uber, они ничего не имеют против этой компании. Она была успешна в Европе, Америке, где лицензия на такси стоит дорого, а Украина им нужна только для галочки".

Однако между строк обоих высказываний читается боязнь конкуренции и нежелание допускать на рынок нового глобального игрока, вместо того чтобы повышать качество услуг традиционного такси.

Вкратце напомним, что Uber — это американская компания, которая уже во многих странах предлагает сервис заказа автомобиля. Причем, в отличие от традиционного такси, этот сервис ориентирован на работу с частными водителями и функционирует на основе онлайн-приложения, функции которого предусматривают и поиск машины, и безналичный расчет между водителем и пассажиром.

В своем протесте таксисты указывают на то, что "в сервисе Uber может зарегистрироваться любой желающий, но ни о техническом состоянии машины, ни о физическом и психическом состоянии водителя и его профессиональных навыках ничего не известно. И самое страшное, что пассажир за собственные деньги фактически "играет в рулетку", ведь за поездку никто не несет никакой ответственности".

Однако как раз в этом можно упрекнуть многие украинские службы такси — особенно те, которые без разбору привлекают к сотрудничеству частников, а те, в свою очередь, за определенный процент от суммы заказа занимаются извозом. Кто следит за состоянием таких машин, а равно и за "психическим состоянием" их водителей? Правильно: никто.

"За состоянием водителей и техники в полном объеме следят только те таксомоторные фирмы, которые работают в полном соответствии с украинским законодательством", — отмечает Александр Круликовский, владелец компании "Элит-такси".

А таких "честных" компаний, как признают в Украинской таксомоторной ассоциации, в нашей стране единицы. По данным ассоциации, в Украине доля легальных самозанятых перевозчиков составляет 1%, а легальных таксопарков (юридических лиц) и того меньше — всего-навсего 0,1%. А среди информационно-диспетчерских служб количество "нелегалов" составляет 99%.

Примечательно, что в украинском законодательстве нет ограничений по классу и году выпуска автомобилей, которые могут использоваться в такси. Таксомоторные компании формируют парк машин по своему усмотрению исходя из конъюнктуры рынка. Единственное техническое требование касается техосмотра, который, в соответствии с законом "Об автомобильном транспорте", должен проводиться не реже одного раза в год.

О грядущем запуске Uber в Украине стало известно в декабре 2015 года, когда представители компании провели встречу с руководством Мининфраструктуры. Сервис должен появиться в Украине уже в этом году, однако точная дата пока не известна.

В компании Uber порталу Delo.UA сообщили, что в настоящий момент полным ходом идет процесс регистрации фирмы (юридического лица), которая будет осуществлять деятельность Uber в Украине. А вскоре начнется набор водителей, причем компания упирает на то, что будет сотрудничать только с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые будут иметь все необходимые документы для осуществления своей деятельности, в том числе лицензию.

Кроме того, в день запуска Uber в Украине будут объявлены требования к автомобилям. Полный свод требований пока неизвестен, однако в компании сообщили порталу Delo.UA, что к участию в сервисе будут допущены машины не ниже определенного класса и не старше определенного года выпуска. С оглядкой на требования Uber в России и Беларуси можно предположить, что это будут автомобили С-класса и выше, а возраст будет ограничен, видимо, пятью-шестью годами.

Также в компании подчеркнули, что фирма-посредник Uberlin, которая в феврале заявила о сборе данных водителей для Uber в Киеве, не имеет никакого отношения к создаваемому украинскому отделению Uber.

Еще одна альтернатива такси, которая набирает популярность в мире, но пока не известна в Украине, это каршеринг, или, говоря иначе, прокат автомобилей с поминутной или почасовой тарификацией.

Особенно успешно каршеринг развивается в крупных городских агломерациях развитых и развивающихся стран. Например, в Германии около 140 различных служб краткосрочной аренды управляют парком, который в 2001 году включал в себя около 1 000 автомобилей, а сегодня располагает более чем 15 400 машинами (что составляет около 50% всего европейского парка. Клиентская база выросла с горстки первопроходцев в 2001 году до более 1 млн человек. В той же Германии каршеринг доступен в 490 городах.

По прогнозу консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), к 2021 году каршерингом будут пользоваться 35 млн водителей по всему миру, заказывать 1,5 млрд минут вождения ежемесячно и генерируя годовую выручку в размере 4,7 млрд евро. Европа станет лидером по объему выручки, а следом окажутся Азия и Северная Америка. Одним из побочных эффектов распространения каршеринга станет падение продаж новых автомобилей: по прогнозу BCG — примерно на 550 000 штук к 2021 году.

Есть ли шансы на появление каршеринга в Украине?

Например, автопрокатная фирма Sixt уже рассматривала возможность запуска такой услуги в Киеве с оглядкой на действующий в Германии совместный проект Sixt и BMW в Германии. Там стоимость услуги составляет 0,31 евро/мин или 18,6 евро/час. Для Украины это слишком высокий тариф, учитывая, что сутки аренды автомобиля С-класса в украинском Sixt обойдутся в 20-40 евро.

"Делать каршеринг в Украине очень дешевым только для того, чтобы подобный проект заработал, не имеет смысла из-за высоких рисков угона авто в настоящее время в нашей стране", — отмечают в компании Sixt.

Так что появление каршеринга в Украине в ближайшие годы маловероятно. Для запуска такого сервиса одним мобильным приложением не обойтись — необходим парк автомобилей, договоренности со страховыми компаниями и владельцами парковок, на которых можно забирать и оставлять машину. Словом, требуются значительные инвестиции, на которые в условиях кризиса не готовы ни отечественные бизнесмены, ни иностранные инвесторы.

В этой связи интересно, что в России каршеринг появился летом прошлого года и пока не снискал особой популярности. Пока такая услуга доступна только в Москве, а автомобиль можно взять у считанных компаний. У основных игроков московского каршеринга тариф составляет 7 рублей/мин, или, в пересчете, менее 0,1 доллара. По данном мэрии Москвы, за полгода этим сервисом воспользовалось около 31 тысячи человек, совсем немного для многомиллионного мегаполиса.

Что до противостояния таксомоторных компаний и еще не появившегося в Украине сервиса Uber, то... Отечественные компании всерьез опасаются, что известный своей агрессивной ценовой политикой Uber лишит многих из них работы. Да и по части сервиса они могут проиграть. А раз так, то самое время начать борьбу за клиента не протестными акциями, а улучшением качества предоставляемых услуг.