- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Украина будет перерабатывать металлопрокат для европейских рынков — гендиректор УГМК Валентин Собчук
В конце 2015 года акционеры ЧАО "Украинская горно-металлургическая компания" (УГМК, Киев) приняли решение о смене генерального директора. Вместо Младена Пейковича, возглавлявшего компанию с марта 2010 года, руководителем стал Валентин Собчук. С 2012 года он возглавлял департамент информационных технологий УГМК, до этого руководил западноукраинским сетевым металлотрейдером "Захидсталь".
Можно лишь догадываться о мотивах, которыми руководствовались акционеры металлоторговой компании, входящей в сферу влияния украинских совладельцев корпорации ИСД Олега Мкртчана и Сергея Таруты. Однако последние годы стали для нее очень сложными. В УГМК сокращались объемы продаж, ухудшались финансовые показатели. Согласно официальной отчетности компании, в 2014 году она получила чистый доход в размере 1,66 млрд грн. (против 2,04 млрд грн. в 2013 г. и 2,72 млрд грн. в 2012 г.). В 2013 году даже был зафиксирован чистый убыток.
Итоги 2015 года еще не известны, однако маловероятно, что они окажутся существенно лучше прошлогодних. Практически весь год влияние на деятельность компании оказывали те же факторы, что и во второй половине 2014 года. Речь о социально-политической обстановке в Донецкой и Луганской областях, где находилось достаточно большое количество ее потребителей.
О том, как поможет металлоторговцам открытие для Украины рынка ЕС, за счет чего будет развиваться потребление металлопроката в стране и когда стоит ожидать возвращения УГМК в лидирующую группу металлотрейдеров Delo.UA поговорило с новым генеральным директором компании Валентином Собчуком.
Чем была вызвана смена менеджмента и какие задачи перед вами ставят акционеры?
УГМК является акционерным обществом, поэтому процедура избрания исполнительного органа регламентирована законодательством. В частности, генеральный директор назначается на определенный срок. По истечению обозначенного периода акционеры принимают решение либо о назначении генерального директора на новый срок, либо о смене руководства. Это общепринятая практика.
Акционеры ставят простые задачи: максимальная эффективность и, как следствие, рост прибыльности компании.
Это означает возможное переформатирование работы?
Ключевой вектор останется неизменным. Наш основной вид деятельности — реализация металлопроката. Основополагающей задачей на данном этапе мы ставим — повышение качества и уровня сервиса. Также компания развивает вспомогательные направления. Есть другие группы товаров, которые мы продаем через нашу сеть: строительные товары, метизы, инструмент и пр. Мы ставим задачу, чтобы значение этих групп в структуре продаж увеличивалось.
С какими основными проблемами компания столкнулась за последние два года?
Это много, особенно с учетом того, что УГМК развивалась в промышленных регионах, и мы не шли в глубокую розницу. Во-вторых, вынужденный продолжительный простой Алчевского металлургического комбината (АлМК) Корпорации "ИСД" (УГМК — официальный представитель двух украинских меткомбинатов корпорации ИСД — АлМК и Днепровского МК им.Дзержинского — Delo.UA).
Недавно с удивлением узнал, что в нынешнем году УГМК выпала из тройки крупнейших металлоторговцев Украины. Есть ли цель вернуться на лидерские позиции?
Мы там временно отсутствуем. Видите, что нарисовано? (указывает на доску, где маркером изображена большая цифра 1 — прим. ред.) Это то, к чему мы стремимся. Это наша цель.
На сегодняшний день мы очень четко анализируем наши недоработки, стараемся их исправить и повысить уровень качества услуг и сервиса. Надеемся, что уже в ближайшее время все наши усилия принесут положительные результаты, в том числе и повышение нашего уровня в рейтинге металлотрейдеров. В 2016 году мы намерены восстановить наши позиции.
Во время простоя АлМК вы импортировали металлопрокат Dunaferr (меткобминат корпорации ИСД в Венгрии — прим. ред.)?
Продукция Dunaferr очень хорошая. Но комбинат все продает в Европе, причем дорого. Поставлять продукцию венгерского производителя в Украину мы, конечно же, можем, но готова ли покупательская способность украинских потребителей ее принять? Точно так, как и продукцию производства Huta Częstochowa (завод в Польше, входит в состав корпорации ИСД — прим. ред.).
Чем же тогда замещается продукция Алчевского МК?
Преимущественно, это прокат производства группы "Метинвест".
УГМК является крупнейшим торговым партнером Корпорации, но в ассортименте наших площадок традиционно присутствует до 40% продукции других производителей: трубы, арматура, круги, тонкий лист и т.д.
Вы сказали, что потеряли 6 складов. В связи с этим и общим падением рынка не планируете ли добровольно продолжить сокращение сети?
Таких планов нет. Более того, мы будем открывать новые площадки.
За счет чего в 2016 году намерены увеличивать продажи на внутреннем рынке?
Локомотивом на рынке Украины были и будут оставаться машиностроение и строительство. На данный момент сложно определить, кто из них будет сильнее в следующем году.
Я думаю, что прирост будет в машиностроительной отрасли за счет оборонных заказов, размещения европейских заказов на украинских предприятиях…
Что Вы имеете в виду?
У нас достаточно много предприятий, которые перерабатывают металлопрокат и поставляют его на европейские рынки уже в готовых изделиях. Их десятки, и количество будет расти.
Эти программы будут финансироваться, но в Польше стоимость рабочей силы и проката выше. Если есть возможность какие-то производства перенести в Украину, то они будут это делать. Более того, Польшу сейчас рассматривают как энергетический хаб Европы, поэтому такие потребности будут увеличиваться.
Самостоятельно Польша просто не справится с выполнением всех этих заказов. Их выбор: либо покупать дорогую продукцию в Европе, либо искать возможности для удешевления изделий и увеличения заработков путем размещения производств в Украине.
Вы уже видите такую тенденцию?
Я в ней уверен практически на 100%. К сожалению, этот вопрос сейчас в большей степени решается возле Славянска или в Песках, чем в Киеве или в Варшаве. Просто нужно спокойствие здесь и это станет драйвером Украины.
То есть вы поддерживаете мнение, что в Украине нужно увеличивать переработку металлопроката и экспортировать его в виде готовых изделий. Какие рынки Вы считаете наиболее перспективными, кроме польского?
В первую очередь, нам интересен европейский рынок. Тут все очень просто — добавленная стоимость и стоимость продукции на европейских рынках очень привлекательная. Инвестировать нужно в продукты, которые можно продать на том рынке, который платежеспособен и готов потреблять продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Сейчас заводам-производителям необходимо сконцентрироваться на том, чтобы завершить этот процесс и получить европейские сертификаты. Затем продавать продукт в страны, где другая частота потребления, другие требования по качеству, по цене и т.д.
Это связано с подписанием Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС?
Да, это безусловно последствие Соглашения об ассоциации. Когда европейцы принесут сюда технологию, обучат людей и привезут оборудование — никто его отсюда забирать не будет.
Что еще может повлиять на рост потребления?
Транспортная инфраструктура. Тут просто нужно строить, иначе мы ездить перестанем.
Тут тоже поможет Европа. Кто будет инвестировать 100 млрд евро в дорожную инфраструктуру Польши, если она придет к тупику? Если автострада приходит к таможенному переходу, то очевидно это будет иметь продолжение. Но это более отдаленная перспектива, чем 2016 год.
Если ситуация в стране сохранится в таком состоянии как сейчас, что Вы ожидаете в 2016 году от внутреннего рынка?
Как последние события в Украине отразились на металлотрейдерах?
К счастью рынок никогда не будет оставаться в инертном состоянии. Он всегда будет меняться. Мы имеем новую экономическую ситуацию, к которой не все участники рынка смогли адаптироваться. Но из-за падения цены на металл снизилась точка входа в бизнес. А это значит, что на рынок смогут заходить новые игроки.
Уже есть такие?
Да, приходят, но смогут ли они проявиться себя?
Кроме того, появляется новый потребитель, у которого новые ожидания. И этот фактор может оказать гораздо большее влияние на реформирование рынка и компаний. Ему нужен продукт — не металл, а сервис. И этот продукт должен прийти в новом качестве с точки зрения информационных технологий, проникновения на рынок, методов работы и взаимодействия с потребителями. Важно понимать, что выбор потребителей во многом будет определять готовность участников рынка обеспечить продукцией и комфортным обслуживанием. Мы будем готовы к этой трансформации.