Украина потеряла половину грузопотока из-за повышения тарифов "Укрзализныцей"

Эксперты утверждают, что неконкурентные тарифы "Укрзализныци" на транзитные железнодорожные перевозки привели к двукратному уменьшению грузопотока

Двукратное уменьшение грузопотока в Украине на фоне роста перевалки у основного конкурента — портов Прибалтики — ключевой вывод анализа транспортировки российского угля за последние пять лет. Одна из главных причин — неконкурентные тарифы "Укрзализныци" на транзитные ж/д перевозки, сообщает Центр Транспортных Стратегий.

Конкурентные тарифы белорусской ж/д, введение прибалтийскими портами сквозной ставки ведет к уходу транзитных грузов из украинских портов.

"За последние пять лет доля перевалки транзитного угля через украинские порты постоянно снижается в пользу портов Прибалтики. Так, в 2008 году через украинские порты прошло около 38% российского транзитного угля (62% — Прибалтика). В 2012 году соотношение изменилось на 21% к 79% в пользу Прибалтики, при этом транзитный поток угля через прибалтийские порты продемонстрировал рост на 13%", — рассказывает старший аналитик ЦТС Андрей Исаев.

В целом, за последние пять лет объем транзита угля через украинские порты снизился на 60%, с 14,9 до 5,9 млн тонн.

Повышение тарифов "Укрзализныци" на транзитные перевозки — ключевой фактор сокращения транзита через Украину, отмечается в аналитической записке. За период 2007-2012 годов тариф на транзитные перевозки угля по маршруту ст. Тополи (на границе с Россией) до порта Южный вырос на 125%.

Тогда как основной конкурент Латвия за аналогичный период полностью отказалась от повышения тарифов, а по Беларуси тарифы за аналогичный период выросли не более чем на 20% (а в 2012 году средневзвешенный тариф на транзит в Беларуси снизился на 2%). На данный момент стоимость транспортировки 1 тонн/км российского угля по белорусской железной дороге ниже украинского тарифа в 1,7 раза.

Андрей Исаев прогнозирует, что в случае применения "Укрзализныцей" более гибкой тарифной политики Украина сможет вернуть объем транзитного российского угля до уровня 2010 года. Он также отмечает, что в Беларуси себестоимость железнодорожных перевозок на 15% меньше, чем у нас и при этом Минск в 2012 году еще и снизил средний тариф на 2%.

Разница в тарифе в размере 5 $/тонн угля делает украинское направление неконтурентоспособным для российского транзита.

"На сегодня тариф на ж/д перевозки транзитного угля из РФ в порт Вентспилс (Латвия) по Белорусской железной дороге составляет $4/тонн, по Латвийской — 7 евро/тонн ($9,1) — в сумме $13,1/тонн с учетом возврата порожнего вагона. При транспортировке по основному маршруту российского транзита в Украине в п. Южный аналогичный тариф составляет $18,3/тонн (базовый тариф $14,5/тонн + плата за возврат порожнего вагона — $3,8/тонн). При сравнимых тарифах на перевалку в портах Украины и Прибалтики разница в расходах на транспортировку составляет около $5,2/тонн — этот фактор делает украинское направление неконкурентоспособным по сравнению с Латвией", — отмечают аналитики.